Мы, в Далёкой Радуге, проводим два типа тренингов - двудневные (выездные с пятницы по воскресенье) и однодневные. В обоих случаях весь тренинг состоит из набора малых форм (дел) . Однодневные тренинги обычно проходят для ребят 7-10 лет, хотя, иногда, мы делаем такие короткие мероприятия и для ребят постарше. Тренинг одного дня длится 6 часов (с 12 до 18), без перемен, за исключением обеденного перерыва. Я постараюсь подробно описать, как это происходит и как получается что, ребята получают радость от такого обучения и не устают сверх меры.
Пару слов о пространстве в котором проходит тренинг. Для тренинга нам важно наличие нескольких комнат для работы группами и одна большая комната - для общей работы. В школе на Хавской много помещений, мы используем и классы и столовую.
Каждый тренинг начинается со знакомства, даже если нет новых участников на тренинг могут придти люди, которые раньше не встречались, были на различных наших мероприятиях.
Буду описывать время каждой формы (начало в 12.10 - ибо ждём всех опаздывающих)
12.10-12.25
Знакомимся и разминаемся:
играем в рыцарей и принцесс
Дальше мы садимся за столом и у нас происходит "вход в тему", тема сегодняшнего тренинга "Мир знаков и символов". Само понятие "Знак" ребятам интуитивно знакомо, и мы просим нарисовать их знаки, которые они видят ежедневно.
12.25-12.40
Ребята рисуют и потом по кругу рассказывают что нарисовали:
12.40-12.55 - переходим в столовую и смотрим мультфильм "Как было написано первое письмо" (мультик хоть и старый, но очень хороший - с хорошим юмором, прекрасно создающий картинку появления письменности)
12.55-13.30 - Игра в древних людей. Ребята разбиты на две команды которые, по легенде, живут на разных берегах реки, при этом на разных берегах существуют разные ресурсы (на одном берегу крупные животные, на другом рыба). Задания для команд - договориться друг с другом об обмене товарами, провести обряд по спасению от извержения вулкана и т.д. при этом они не могут писать (так как древние и не умеют) и говорить друг с другом (через реку не слышно). Игра проходит в небольших комнатах, между которыми находится холл.
командное обсуждение
записки, посылаемые с птицей на другой берег
Совместное показывание послания
После игры происходит небольшое обсуждение - какие знаки первыми появились, какие были похожими, какие - разными.
13.30-13.45
Затем ребята смотрят небольшую презентацию про знаки в древности и рассматривают картинки с примерами наскальной живописи.
13.45-14.10 Наскальная живопись. Каждый представляет себя древним человеком и оставляет послание на стене.
14.10-14.45 - Обед. Снежка всегда придумывает что-то в тему тренингов, так что на обед у нас очень символичные блины и не менее символичные яйца (суп тоже был, куриный)
14.45-15.20 - Рассказали ребятам о личных знаках (как люди делали свои знаки, ставили их на скот, чтобы отличать свою козу), ребята придумывали свои знаки и делали для них книжечки
Такие книжечки получились:
15.20-15.50 - Игра с географическими знаками. Это динамичная игра, где ребятам давался лист со знаками и легенда, где описан путь до клада. Им было нужно читая легенду наклеивать знаки и постепенно добираться до клада. Игра проходила в трёх командах.
Знаки и легенда
Стикеры со знаками, которыми ребята прокладывали себе путь:
И обсуждение... многие перепутали север и запад:) и путь проложили не туда
15.50-16.20 - Презентация про знаки в истории человечества и небольшая беготня с нахождением картинок со знаками
Побегали - пора и чайку попить:
16.20-16.40 - чаепитие
16.40-17.10 поговорили про древнее письмо, на чем писали люди, и попробовали писать на восковой табличке:
а потом и каждому достался кусочек пластилина, на котором можно было нарисовать послание и отправить другу
17.10 - 17.40 Заключительное дело - ребята в трех командах получили тексты с индейскими сказками, задача каждой команды была записать с помощью знаков и символов и картинок текст сказки. Потом команды менялись этими листочками и должны были рассказать сказку по записям другой команды. Получилось интересно!
командная работа
и рассказ для всех
а потом та команда, которая записывала сказку знаками, прочитывала изначальный текст
вот так, например, изобразили ребята сказку про лысого дикобраза:
17.40 - 18.00 - традиционный выпускной прощание и раздача подарков
На любом нашем мероприятии поддерживается высокая динамика, формы сменяют друг друга, причем сидячие чередуются двигательными. Мы стараемся держать ребят в тонусе, поддерживать интерес, не давать расслабляться, но и не напрягать так, чтобы становилось скучно и тяжело. На коротких тренингах, однодневных самый высокий темп, но и глубокие какие-то дела, в которых надо долго думать или много времени что-то делать мы в них не включаем. На выездных тренингах есть возможность поработать поглубже, осмыслять вещи, на которые нужно время. И самое раздолье для мыслительной работы и для ручного труда, конечно, в лагерях.