Течный двигатель

Sep 21, 2009 11:42



Мы с Иваном Ильичом
Работали на дизеле.
Я мудак, и он мудак,
У нас "Дизель" спиздили!
Виктор Пелевин. Generation "П"

Остап Бендер знал четыреста способов сравнительно честного отъёма денег и придумал четыреста первый на страницах "Золотого телёнка". В противоположность Остапу, я знаю множество способов потратить деньги, и постоянно выдумываю новые. Но даже для меня пять с половиной тысяч долларов и пять месяцев ожидания за кусок скалы - это явный перебор.

Всё началось ещё прошлой зимой, когда мне пришла в голову гениальная, как мне казалось, мысль, поехать на машине в Иран. Будучи человеком по натуре импульсивным, но обстоятельным, я начал тщательную подготовку. Первого, и самого главного, чего нам с Наташей не хватало - это её нового паспорта с правильной фамилией. (Правильная фамилия, разумеется, Олешко). Подробности её мытарств по украинским инстанциям утомительны и малоинтересны; главное, что в начале марта она вернулась в Тбилиси с вожделенным документом и даже поставила в нём штампик о пересечении грузинской границы. Старый её паспорт, на фамилию Фёдорова, как ей объяснили, продолжал действовать наравне с новым вплоть до окончания своего срока годности.

Итак, первое препятствие было устранено, следующим этапом было получение виз в Иран. Сотрудник посольства принял нас благосклонно, хоть на территорию и не пустил, и сказал, что ответ будет на следующий день. Я воспрял духом: про иранское посольство в интернете писали страшные вещи, что ждать ответа приходится месяцами, а мы собирались в Иран уже через три недели, в начале апреля. На следующий день он, правда, сказал, что нужно подождать ещё один день, но что такое один день по сравнению с тремя неделями!

Тут надо отметить, что моё личное общение с этим господином было затруднено тем фактом, что он говорил только на фарси и по-грузински, а ни одним из этих языков я в достаточной мере не владею. В результате мне пришлось во всём полагаться на своего ассистента Нино, и уж она с ним успела наобщаться вдоволь. К сожалению, благодаря этому все самые экспрессивные выражения, которые я хотел ему высказать, так и остались непроизнесёнными.

На третий день сотрудник посольства, как и обещал, дал нам ответ. Ответ звучал следующим образом: "Консул посмотрел ваши документы и нашёл их приемлемыми. Теперь после того, как вы представите план поездки со списком гостиниц, где вы будете останавливаться, и две визовые анкеты, заполненные на фарси, мы отправим ваши документы в Тегеран для рассмотрения вопроса о выдаче виз в Министерстве внутренних дел Ирана".

Это был ещё не конец, это было только начало, да и при благоприятном раскладе ответ должен был прийти через две недели, так что ничего ещё не было потеряно. Две недели эти мы потратили с толком, закупая припасы и снаряжение для поездки. За пару недель до описываемых событий я успел съездить с приятелем к горному озеру Параван, но до озера мы не доехали - застряли в снегу над пропастью. Я сделал соответствующие выводы и, кроме цепей на колёса, приобрёл ещё массу всякого барахла, которое теоретически должно было помочь нам выбираться из различных дорожных ситуаций. Наташа тоже не теряла времени даром: она занималась оптовыми закупками шоколада, галет, сырокопчёной колбасы и прочих продуктов, которые бы дали нам возможность продержаться несколько дней в пустыне в случае поломки. Поломки, впрочем, не предполагались - машину я тоже досконально проверил и сделал ТО в сервис-центре.

Так прошли две недели, а затем ещё две недели. Нино каждый день по четыре раза звонила в посольство, где ей стереотипно сообщали, что ответа всё ещё нет. Приближалась Пасха, которая в этом году православными праздновалась 19 апреля, и мне казалось, что уж сейчас-то, через полтора месяца после подачи документов, нам точно должны дать визы. В Грузии Пасха - самый главный праздник, выходными делают не только понедельник после неё, но и пятницу до, так что получается четыре выходных дня подряд. Конечно, мне очень хотелось, чтобы эти четыре дня прибавились к моему отпуску, и мы смогли провести в Иране на пару дней дольше. Так часто бывает, что мы желаемое выдаём за действительное; этот случай не был исключением. Я нашёл и забронировал гостиницы в Ереване, Табризе и Тегеране, остальные города оставил на потом.

К вечеру четверга 16 апреля, в последний рабочий день перед Пасхой, уже было понятно, что никаких виз мы уже не получим. И тут в борьбе импульсивности и обстоятельности во мне победила импульсивность. Я решил, что коль скоро у нас всё готово, машина загружена топливом (я купил дополнительно две 30-литровые канистры) и провиантом, то нет никакого смысла оставаться на эти четыре дня в Тбилиси: надо ехать!

Ехать я решил до города Мегри, расположенного в Армении на иранской границе. Цель, кроме того, чтобы сбежать из Тбилиси, я преследовал простую: узнать дорогу до Ирана. GPS-карт Армении для Гармина не существует, я поставил себе на телефон Ozi Explorer, в который загрузил карты советского Генштаба 60-х годов. Естественно, мне было интересно, что там за 40-50 лет изменилось.

Для того, чтобы переехать из страны в страну, нужен паспорт, наши же паспорта были в иранском посольстве. Но это, как мне казалось, не было проблемой - у меня был второй паспорт, в котором закончились чистые странички, но было ещё место для пары штампов, а у Наташи был действительный паспорт на старую фамилию. Оказалось, однако, что у грузинских пограничников на этот счёт другое мнение - без штампика о въезде в страну они из неё не выпускают. И у меня, и у Наташи последние штампики стояли в других паспортах.

Пришлось устраивать скандал. Я отказался уезжать с пограничного пункта и потребовал либо арестовать меня, как нарушителя границы, если они считают, что я нахожусь в стране нелегально, либо прекратить незаконно удерживать меня, гражданина Украины, в Грузии, если никаких законов я не нарушал. Переговоры длились около часа и не привели ни к чему, я потребовал выдать мне протокол об отказе в пропуске меня через границу, чтобы я мог обжаловать его в прокуратуре и суде; когда пограничник отказался, я начал писать протокол сам и потребовал, чтобы он назвал мне свою фамилию.

И он сломался! Он ещё раз кому-то обеспокоенно позвонил, потом убежал, потом прибежал и сообщил, что они послали запрос в пограничную службу тбилисского аэропорта, и как только те подтвердят, что мы легально въехали в страну, они нас выпустят. Я с ужасом подумал, что Наташа въезжала в Грузию под другой фамилией, и что сил объяснять ещё и это у меня уже нет. К моему удивлению, ещё часа через два нас пригласили к паспортным будкам, показали нам факсы, полученные из аэропорта, поставили штампики в паспорта и пожелали нам счастливого пути. Что там аэропорт ответил - загадка, наверное, они или не заметили разницу, или решили очередной раз со мной не связываться - себе дороже.

Дальнейший наш путь, в соответствии с их пожеланиями, был счастливым, но недолгим. Метров через двести мы попали на очередной пограничный пункт, на этот раз на армянской стороне, где возникло новое препятствие: по мнению армян, в моём паспорте просто не осталось места для штампов. Впрочем, эта проблема решилась проще, хотя и дороже - 50 долларов простимулировали армянских пограничников креативно подойти к поиску свободного места, и оно сразу же нашлось.

Дорога до Еревана оказалась неожиданно тяжелой. Из-за всех этих задержек уже стемнело, и мы последовательно проехали через дождь, туман и метель, что на горных дорогах в темноте чревато падением в пропасть. Но всё обошлось, Наташа громкими криками предупреждала меня, когда дорога заканчивалась, и я лупил по тормозам - так и доехали.

Почти весь следующий день мы ехали от Еревана до Мегри, стало понятно, что мои планы доехать от Еревана до Тегерана за один день утопичны - всё-таки придётся останавливаться на полпути в Табризе. Дорога была плохой, но не очень плохой, по крайней мере, было светло, а это очень много значит. Конечно, неприятно (и медленно!) ехать в густом тумане, но если есть дневной свет, то обочину худо-бедно видно, и в пропасть не свалишься. Мы переночевали в каком-то городке неподалёку от границы, и утром выехали обратно в Ереван.

Планов у нас было громадье. Во-первых, хотелось просто побродить по Еревану, в котором мы были всего один раз и только один день. Во-вторых, я нашёл на генштабовской карте какую-то гору в центре Армении, и захотел съездить на неё посмотреть. (Я предположил, что гора - не дорога, вряд ли могла изчезнуть за 40 лет). В третьих, мне всё-же хотелось добраться до озера Параван - я надеялся, что снег, в котором я застрял месяц назад, уже растаял, и дополнительное оборудование, купленное за это время, если что, мне поможет.

Ехали мы долго. На перевале (а перевал там тянется 200 км) опять был туман, который в соединении с ярким солнцем сверху и белым снегом снизу давал буквально ослепительный эффект. То есть, глаза болели и слезились, а в тёмных очках ничего не было видно вообще. Но всё когда-нибудь кончается, кончился и перевал с туманом. Вырвавшись на оперативный простор, я притопил - хотелось быть в Ереване уже к двум часам, чтобы осталось время на всё остальное.

Тут наступает самая сложная часть моего рассказа. Даже сейчас, спустя пять месяцев, даже самому себе я не могу объяснить, что меня понесло проезжать над этим камнем, когда я мог подождать несколько секунд, пока проедет встречный грузовик, и проехать рядом с ним? Но случилось то, что случилось - я проехал над камнем, валяющимся на дороге, он стукнул мне в днище, я подумал "Фигня!" и нажал на газ.

Через 10 километров машина остановилась и больше не завелась. Диагноз был ясен - масло текло снизу бурным, аппетитно дымящимся потоком. Вот мне и пригодились мои запасы - я поймал такси, прицепился к нему имеющимся у меня тросом, и мы поехали искать каких-нибудь ремонтников. Километрах в 20 был большой город Арарат, туда мы и направились - я предположил, что 80 километров до Еревана моя коробка передач не вынесет. (Инструкция говорит совершенно определённо - аварийная эвакуация на тросе может проводиться на расстояния до полутора километров, иначе коробке передач будет нанесён непоправимый ущерб).

Мне всегда везёт. Это удивительно, но факт - во второй половине дня в субботу нашёлся трезвый автослесарь, который согласился починить мой разбитый картер. С некоторым сомнением мы оставили машину в Арарате и отправились ночевать в Ереван. На следующий день я позвонил нашему другу ремонтнику, и он с гордостью сообщил, что машина готова. Мы приехали, залили масло, я повернул ключ, и о чудо! машина завелась!

Правда, вскоре выяснилось, что не всё работает так, как следует. Двигатель разгонялся только до двух тысяч оборот в минуту, после чего начинал чадить, чихать и натужно реветь. Что-то явно было не так. Тем не менее, мы кое-как доехали до Еревана, где на следующее утро, в последний из четырёх выходных дней, собрались отправить машину уже в официальный сервис Хёндай.

Интернет в нашей гостинице был, но очень медленный. А сайт www.hyundai.com - очень тяжелый, он очень долго грузится и при быстром соединении. Так что сайт собственно Хёндая мне загрузить не удалось, но это не беда - гугл ведь сохраняет у себя весь интернет, и в его сохранённых документах нашлась запись о том, что официальным представителем компании Hyundai в Армении является фирма Гарантсервис - как раз на Тбилисском шоссе.

Гарантсервис нас огорчил - оказывается, из-за масляного голодания у нас поломалась турбина, нагнетающая топливо под высоким давлением в двигатель. Вот почему он никак не мог развить нормальную мощность! Турбина эта стоит полторы тысячи долларов, ещё триста долларов они попросили за работу.

Однако и это огорчение не было последним. Мы вернулись в Тбилиси на маршрутке, на следующий день я вышел на работу, и сразу же нам дали визы! Ну почему, почему они не были готовы в четверг?! Я позвонил в Ереван, сказал, чтобы делали машину (цена на турбину в Тбилиси оказалась такой же), а сам стал в очередной раз планировать маршрут поездки в Иран - ведь всё уже было готово, не было только машины, но ремонт должен был занять полдня, не больше.

На следующий день я поехал забирать машину. Двигатель работал как надо - все 10 километров, которые я успел отъехать от Еревана.

Потом двигатель взорвался.

Первые несколько недель после этого я находился в таком шоке, что ничего не предпринимал. Я просто не мог поверить, что такое могло со мной случиться. Потом я всё-таки забрал машину из Еревана и перевез её в Тбилиси - заканчивался срок временного ввоза. У меня было две идеи - страховка (а я по сей день продолжаю платить за полное КАСКО с нулевой франшизой) и гарантия, т.е. ответственность официального сервис-центра. О том, что мне, наверное, придётся покупать двигатель самостоятельно, я тогда предпочитал не думать.

Чтобы получить страховку, мне нужен был протокол, выписанный армянским милиционером, о том, что произошло. Среди знакомых знакомых нашёлся начальник МРЭО города Еревана, но и он не смог (или, скорее, не захотел) мне помочь.

Гарантия казалась гораздо более реальным вариантом. И тут судьба нанесла мне очередной удар. Оказалось, что официальный партнёр Хёндая в Армении поменялся, и компания Гарантсервис, которую я нашёл в сохранённых гуглом документах, уже не имеет к Хёндаю никакого отношения. Соответственно, никаких шансов привлечь их к ответственности за некачественный ремонт у меня нет.

Я попробовал поискать такой же двигатель в интернете. Двигатель не находился. Выяснилось, что в Штатах - основном поставщике запчастей для остального мира - дизельные двигатели почти не встречаются. И я сдался. Я ничего не делал вообще. Машина одиноко стояла в сервис-центре, а я ездил на купленном по цене одной турбины тринадцатилетнем разбитом Фиате Чинкеченто и о своём Тусоне предпочитал не вспоминать.

Друзья, знакомые и коллеги спрашивали меня про машину, я грустно улыбался в ответ. Спрашивали всё реже и реже. Пока в один прекрасный день мой друг Стас не прислал мне ссылку на ebay: "Посмотри, вроде твой движок?"

Движок был мой. Хёндай Тусон 2006-го года, дизель 2.0 литра CRTDI. Продавался английской фирмой, специализирующейся на разборке разбитых машин. Меня смущала только буква T в названии - мой двигатель назывался CRDI (common rail direct injection). Я поискал гугл (опять! история с Гарантсервисом меня ничему не научила) и пришёл к выводу, что это - одно и то же.

Дальше было дело техники. Заказ на ebay'е, доставка DHL Inland Delivery, растаможка другом водителя. И вот торжественный момент наступил: палету с привязанным двигателем выгрузили в сервис-центре Хёндай. Оказалось, двигатель всё-таки отличается, но отличия некритичны, и мне его должны поставить.

Так я думал ещё целые сутки, пока мне не позвонил начальник сервис-центра и не сказал, что мотор не подходит. Что меня обнадёжило, однако, это то, что он не сказал "Приезжай и забирай свою ржавую железяку", а сказал "Приезжай, будем что-то решать". "Надо дать больше денег", - подумал я.

Чутьё меня не обмануло. Оказалось, что новый двигатель поставить нельзя, но с него можно снять блок цилиндров, и поставить на старый, и поменять ещё несколько деталей, и, главное, за это надо заплатить дополнительно ещё 500 долларов. И тогда, возможно, всё заработает.

И всё заработало!

Update: Съездили на выходных к горе Казбек. Всё по-прежнему работает!
Previous post Next post
Up