Домашнее обучение. 1 класс. Часть 3.

Jun 23, 2012 18:59

Часть 1 http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/500613.html
Часть 2 http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/502083.html
Как мы учились в 1 классе.
Первые полгода мы откровенно ничего не делали. Ну, вот то есть буквально. Андрей умел читать, как большинство современных детей, где-то лет с 5. Уметь читать и читать, понятно, разные вещи. Вот сейчас он читает, ему интересно взять книгу и прочесть. А умел он читать давно, но никогда не читал. Его знания пригождались ему, чтобы узнать задание из журнала или книги, прочитать какую-то надпись.
Ну вот, читать он умел, но техника чтения, этот странный предмет, который надо отдельно сдавать в школе, так вот этой техники чтения не было никакой, потому что вслух он никогда не читал.
Считать он тоже как-то давно умел. Осенью у нас появилась новая няня, которой я рассказала про нашу заочную учебу. И она взялась с Андреем складывать в столбик. Почему? Ну вот так ей захотелось)). И пару дней он осваивал эту науку складывания в столбик трехзначных цифр. Потом у него ум зашел за разум, мозги вскипели, и я сказала, что в 1 классе такого задания нет. И няня перестала с сыном заниматься учебой)). Кажется, они еще учили таблицу умножения какое-то время. Но все очень бессистемно и без какой-то идеи, к чему мы должны в результате придти.
Потом я еще установила на компьютере программу из Кирилла и Мефодия по начальной школе. Там можно делать уроки и в программе ведется дневник правильных и не правильных решений. Ну и такая вполне себе учеба.
И еще он писал. Сначала буквы, потом слова. В прописи с косыми линеечками. И какое-то время с ручкой-тренажером. Очень рекомендую такую завести, если у вас ребенок неаккуратно пишет, Андрюха довольно быстро с этой ручкой освоился. Потом ему надоело писать просто так, я ему сказала, чтобы написал любые предложения. Вот, что он написал http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/376160.html. Я впечатлилась и больше заданий не давала))). Решила, что он у меня и так разумник)))

Зимой мы приехали на Новый год в Минск, и дальше старшие дети провели с бабушками 2 мес. Я думала после Нового года и поехать в школу, но что-то там не сложилось, и в школу мы поехали уже в конце марта. А до этого времени 2,5 мес Андрей жил у бабушки и занимался по учебникам с бабушкой и своим отцом. То есть они просто взяли учебники за 1 кл, частично те, что нам были прописаны в школе, частично другие - и по ним занимались. Проходили параграфы, делали задания. Как-то так, я при этом не присутствовала.
И потом мы поехали первый раз сдаваться за 1 класс.
Там выяснилось, что ничего страшного и заумного от нас не хотят и Андрюха сдал примерно половину года. Учительница рассказала, на чем заострить внимание, чего он не знает или плохо помнит, обсудили учебники, которые надо докупить и освоить, и мы поехали.
Помню, меня впечатлило, что у детей в школе какие-то действия доводят до автоматизма, чтобы, например, ответ на вопрос: «Сколько будет 7+8?» вылетал мгновенно и не надо было считать. И я на какое-то время запарилась тем, что мы мало учимся. Что вот недаром же в школе ученики учатся 6 дней в неделю, да по 4-5 уроков, а мы от силы по часу в день. И много выходных у нас)).
По этому поводу написала пост в свое любимое сообщество по домашнему обучению, и там мне домашние родители внятно рассказали, что домашним детям вполне достаточно час в день. А также был забавный комментарий про то, куда, на самом деле уходит время в начальной школе http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/479150.html 
В Питере я также накупила мини-книжек с заданиями, типа с примерами по конкретным темам и такие же по русскому (например, на правило «жи-ши» или на деление на предлоги), именно с целью оттачивания навыков по темам. Вот по этим заданиям Андрей и занимался последних пару месяцев. Я объясняла, если что непонятно, а также проверяла правильность. То есть это примерно минут 10 на проверку, после того, как он час самостоятельно позанимался. Андрюха еще вытребовал себе выходные дни http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/459138.html и в них уроки не делал.
В какой-то момент, проверяя очередное задание по русскому я поняла, что не знаю ничего про звуки и не сильна в переносах и вспомнила про учительницу русского языка, к которой у нас в Турции ходили знакомые дети. И мы ее пригласили. Она провела с Андреем 2 урока и мы освоили звуки и слоги (а со слогами и переносы). Про это я писала здесь http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/477434.html
Ну и в итоге мы поехали и сдали вторую половину 1 класса.
Если подытожить мой опыт, то вот, что я вынесла и могу рекомендовать.
1. Один час в день на занятия более, чем достаточно в 1 классе (вполне допускаю, что и во втором тоже). Это за вычетом выходных дней и праздников. И конкретно у нас еще много переездов, в переездах мы, конечно, тоже ничем не занимаемся.
2. На школьные рекомендации по учебникам я бы смотрела сквозь пальцы. Ну, то есть, мне кажется, лучше взять те учебники, которые вам ближе (по интернетным рекомендациям, например), к ним в наше время непременно прилагаются рабочие тетради, обязательно надо покупать эти тетради. И по ним заниматься. Учебники по предмету «Окружающий мир» нужны, на мой взгляд, для самоуспокоения родителей. Потому как не сдать этот предмет, наверное, все-таки нельзя. Мы учебники купили. И открыли пару раз))). На следующий год непременно тоже купим)).
3. Ребенок должен заниматься сам))). С тех пор, как он научился читать, дальше он вполне может читать уроки и потом делать задания. Если НЕПОНЯТНО, вот тогда можно объяснить. Из моего опыта, это редко. И если непонятно, и мама затрудняется выдать информацию структурированно, то имеет смысл пригласить учительницу, которая за пару уроков в четверть разъяснит весь четвертной материал. Можно в более вольготном режиме, и приглашать учительницу раз в неделю. Андрюха у меня всех учительниц любит и обожает, когда у него уроки именно с учительницей. То есть это как бонус. И если позволяет время, средства и прочее, то еженедельные занятия с учительницей вполне могут быть. Но при этом важно понимать, что они НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫ, а скорее факультативны. А программу ребенок вполне может освоить сам. На примере 1 класса я это утверждаю авторитетно)))). Хотя допускаю, что во втором пойдет как-то иначе.
4. Ребенок должен много бегать-прыгать-проводить времени на улице. Я лично не сильно лояльна к секциям в детстве, мне думается, что регулярные занятия чем-либо одинаковым, да еще там, где требуется прилагать усилия - не полезны. Значительно более разумным мне представляется, если ребенок будет сам себе выдумывать, чем заниматься и эти занятия будут в основном активные физически. И такие занятия, как вы понимаете, не связаны со школой и учебой. Если ребенок много гуляет и фантазирует, и всегда знает, чем ему самостоятельно заняться, то в какой-то момент у него появляется, как это ни фантастично звучит, интерес к учебе. То есть не к тому, чтобы заниматься по учебнику, это вряд ли, но к тому, например, чтобы книгу почитать, или вот Андрей любит, когда я ему примеры задаю. Едем мы в автобусе, а я спрашиваю: «Сколько будет 15+19?», а он считает и отвечает.  То есть я к чему: дайте ребенку настоящую свободу, и он сам захочет учиться.
Вот такие у меня выводы. Буду рада ответить на вопросы, если есть. И буду, конечно, рада, если кому-то пригодится наш опыт).

книга, школа, ДО

Previous post Next post
Up