В одном крупном северном городе на днях приключилась история.
Женщина шла по улице в полдвенадцатого ночи. Район не глухой, недалеко от центра, рядом церковь и автостанция. Около дома на нее напал насильник. Накинулся сзади, принялся сдирать одежду.
Женщина стала кричать, упираться, решила максимально выиграть время, чтобы дождаться помощи. Всполошенные ее криками жители ближайших домов наблюдали за происходящим из окон. Мимо проезжали машины, сновали редкие прохожие.
Вскоре («вскоре» - это в реальном времени, и спустя вечность для самой женщины) с некоторых балконов стало доноситься «Отпусти ее!» и «Проваливай!»
Подонок, еше некоторое время посомневавшись, последовал советам, и сбежал.
Вслед за этим с тех же балконов послышались упреки - уже в адрес женщины - что нефиг шляться по улицам в такое позднее время.
Полицию никто не вызвал.
В криминологии и психологии это называется «синдром Дженовезе» - по фамилии женщины, погибшей от рук маньяка в середине прошлого века. Психопат истязал ее около получаса, нанес множество ножевых ранений. Не менее десяти человек стали свидетелями преступления. Некоторые из них вслух высказывали возмущение, один позвонил в полицию, сообщив, почему-то, об уличной драке. Никто не вмешался и не помог жертве.
Совершенно зверская история.
Позже свидетели оправдывали свое бездействие несколькоми «причинами». Основными были такие:
- они думали, что вмешаться должен кто-то другой;
- они думали, что это семейная ссора;
и, разумеется, классическое продолжение предыдущего пункта
- наверняка она чем-то это заслужила.
Так сознание человека, с помощью ложной рационализации, пытается
- избавить себя от моральных терзаний;
- не допустить мысль о том, что это может случиться с ним самим.
В последнем пункте, как мне кажется, скрыт глубокий и опасный парадокс.