Февраль, достать чернил и плакать...
О чем это я, февраль уже закончился. Тогда поговорим о более прозаичных вещах, например о перемещениях в пространстве.
О коронавирусе уже говорили, повторяться нет нужды. К этой теме еще вернемся когда вся история закончится, то есть ближе к концу июня сего года.
А пока о том, как надо знать и любить свой край. Судя по всему, знать и любить свой край придется надолго. Наша давно планируемая апрельская поездка в Валенсию накрылась по полной программе; непонятно что будет с короткой поездкой в Грузию в мае; непонятно что и как будет с планами на лето; и совсем в тумане путешествие в Японию осенью.
Что остается - достать чернил и плакать, несмотря на то, что февраль уже закончился.
Для начала, то есть перед тем, как начнем искать чернила - поговорим о таком замечательном и интересном месте, как Тель Гезер.
Тель в переводе с иврита холм или курган, гезер на современном иврите - морковка. Это на современном, а глубокой древности это был один самых укрепленных и значимых городов-государств Ханаана.
Окрестности современного Гезера, картинка кликабельна.
Теперь немного истории.
Первое письменное свидетельство о существовании Гезера относится ко времени правления фараона Джехутимесу, более известном нам под греческим именем Тутмос III (XV век до н. э.). В то время город подчинялся фараонам и платил им дань. Желая освободиться от слишком тяжёлых налогов, жители неоднократно поднимали бунты, которые вскоре подавлялись фараонами. На рельефах из храма Амона-Ра в Карнаке изображены пленники из Гезера, взятые во время похода в Месопотамию (1468 до н. э.).
Согласно Библии, Гезер был покорён Иешуа Бен Нуном, более известным нам как Иисус Навин, когда тот убил гезерского царя Горама. Город отошёл левитам от надела колена Эфраимова, более известного как колено Ефремова, которые, впрочем, не изгнали живших там ханаанеев, а мирно жили вместе с ними. Затем город снова перешёл к египтянам. Египетский фараон Сусаким, более известный нам как Шешонк I передал его царю Шломо, более известному нам под именем царя Соломона в качестве приданого своей дочери.
Вскоре после смерти Соломона Гезер был разрушен Сусакимом во время его похода против израильского царя Иеровоама в 924 году до н. э.
Какие-то странные эти древнеегипетские фараоны, то дарят город, то разрушают. Или уж дарить, или уж окончательно разрушить, иначе ни то, ни сё.
Затем Гезер исчезает из истории. Непонятно, жил ли там кто-то, или на месте древнего города остались одни развалины.
Какие-то отрывочные данные об этом месте появляются только в I веке нашей эры, во времена Древнего Рима. А далее - опять провал в истории длиной более 1000 лет.
25 ноября 1177 года рядом с Гезером произошла битва между войсками короля Иерусалимского Балдуином IV Прокаженным и Салах ад-Дином, где последнему было нанесено серьезное поражение. Битва вошла в историю под названием "
Битва при Монжизаре", так французские рыцари называли Гезер.
Первые раскопки начал французский археолог Шарль Клермон-Ганно в 1873-1874 годах. В 1905 и 1907 годах их продолжил ирландский археолог Роберт Макалистер.
Затем был перерыв до 1957 года, когда немного покопали израильские археологи под руководством Игаля Ядина.
В 2006 и в 2008 годах была еще попытка возобновить раскопки, попыткой руководил Гарвардский университет.
Вообще Гезеру очень не повезло. В древности его разрушали все, кому не лень; в отличие от Мегидо и Хацора он так и остался неизученным. Мало того, что не было плана археологических работ, современное Управление парков хоть и присвоило ему национальный статус, но территорию никак не обозначило.
Очень жаль, место могло быть очень интересным.
Виды с вершины холма очень даже неплохие.
Поселок Кармей Йосеф.
Город Модиин на горизонте.
Гуш Дан, или пригороды Тель-Авива.
Столбы Гезера. Точное предназначение столбов непонятно, большая часть исследователей считают, что это было культовое место.
На всякий случай некоторые из них окрестили столбы израильским Стоунхенджем.
Холм. Под холмом должны быть древние постройки.
Раскопки никогда не проводились.
Еще раз город Модиин.
Иудейские горы.
Останки древних зданий, отреставрированные.
Когда-то тут был главный вход в город, с высокой башней.
Башня была высотой примерно 20 метров, для того времени почти небоскреб.
Всё, что осталось.
Так проходит мирская слава ...
Где-то тут был Миф'аль маим - завод по производству питьевой воды, скорее всего первый в мире.
С водными источниками в этих местах и в древности было очень непросто. А город существовал, и каждый день требовал воды.
В нескольких пещерах вырывались колодцы, до 40 метров глубиной. На дне колодцев скапливались подземные воды, после предварительной очистки воду можно было использовать.
Календарь из Гезера.
Это копия, оригинал хранится в археологическом музее в Стамбуле.
Самый древний из найденных календарей, датируется X веком до нашей эры. Обнаружен в 1908 году Робертом Макалистером.
Артефакт сохранился весьма неплохо, учитывая его почтенный возраст. Текст записан т. н. палео-еврейским алфавитом, близким финикийскому. Начертание букв очень архаичное и крайне неровное. В большинстве других надписей буквы изображаются гораздо аккуратнее. Словоразделители в тексте отсутствуют, но дважды встречается вертикальная черта (|), которая, скорее всего, разделяет предложения, чем напоминает знак «соф пасук» в тексте Танаха. Аналогичным образом она используется в стеле моавитского царя Меша (IX в. до н. э.). В календаре данная черта используется лишь в тех случаях, когда конец предложения не совпадает с концом строки. Большинство букв сохранилось отчётливо. Первая буква йод (י) в первой строке частично пострадала, но из общего контекста её можно однозначно восстановить по сравнению с остальными. В третьей строке буква тав (ת) тяготеет к архаичной форме «+» при том, что более поздние надписи содержат вариант «х». Буква мем (ם) в 4-й строке оказалась между 4-й и 5-й строками. У этой буквы тоже своя особенность начертания: её волнистая часть изображается вертикально, хотя в более поздних надписях она постепенно склоняется влево. Тав и мем напоминают своей формой буквы в надписи на саркофаге царя Ахирама. Буква хет (ח) в 5-й строке календаря оказалась почему-то развёрнутой против часовой стрелки на 70-80 градусов, но смысл надписи от этого не меняется.
Дословный перевод:
Два месяца сбора (урожая). Два месяца посева.
Два месяца «позднего урожая».
Месяц уборки льна.
Месяц жатвы ячменя.
Месяц жатвы и пира.
Два месяца обрезки (лозы).
Месяц летних плодов.
Календарь рассказывает о сельскохозяйственной деятельности, которая проводится в одномесячные и двухмесячные периоды. Некоторые учёные предполагают, что перед нами упражнение ученика в правописании. Есть все основания полагать, что грамотность была широко распространена в Израиле уже во времена Судей. Другие специалисты считают, что здесь записана популярная народная или детская песня. Есть также мнение, что документ относится каким-то образом к сбору налогов с земледельцев.
На этом с древним Гезером прощаемся.
Далее - немного Латрунского монастыря.
Для начала - что такое Латрун.
По одной из версий, слово «Латрун» происходит от фр. La toron des Chevaliers - «холм рыцарей», по находившейся здесь в XII веке крепости крестоносцев. По другой версии, в XIV веке паломники называли эту местность лат. Domus boni Latronis - «дом доброго разбойника».
Но нас интересует не сам Латрун, а Латрунский монастырь, еще прозванный монастырем молчальников.
Латрунский монастырь Богородицы, основан в 1890 год монашеским орденом Кармелитов. Сегодня монастырь принадлежит ордену траппистов. Одним из особенностей ордена является воздержание или минимизация общения на мирские темы, поэтому монастырь носит название - Монастырь молчальников. По легенде, в начале XIX века, вместе с кампанией Наполеона в Святую землю была привезена виноградная лоза. Её посадили на территории Латрунского монастыря, и по сей день обитель славится отличными винами, которые изготовляются из винограда, выращиваемого на принадлежащих монастырю виноградниках (из Наполеоновской лозы).
Итак, трапписты, или официальное название - Орден цистерцианцев строгого соблюдения - Ordo Cisterciensis Strictioris Observantiae.
От всех других католических орденов отличаются особо строгим укладом.
Распорядок дня обычного монаха Ордена:
2 часа - Подъём, одеяние: белый хабит. По праздничным дням подъём в 1 час 30 мин.
2 часа 05 мин. - В церкви малая служба, затем великий канон до 4 часов.
4 часа - Каждый священник служит обедню. Затем три четверти часа свободного времени.
5 часов 30 мин. - Зала капитула. Отец-аббат дает наставления.
6 часов - Назад в дортуар, где каждый монах располагает своего рода альковом. Наведение порядка. Затем служба Шестого часа.
8 часов - Ежедневная торжественная обедня в присутствии всей общины. Завтрак.
9 часов - Выход в поле или на иную работу. Одеяние: белый хабит, чёрная мантия. Монахи, исполняющие особые должности, расходятся по своим местам.
11 часов 30 мин. - Общая трапеза. Суп, овощи или молочное блюдо, фрукты или мармелад. Стакан вина, пива или сидра. Мясо - никогда.
12 часов 15 мин. - Час отдыха. Можно полежать или погулять в саду.
13 часов 15 мин. - Работа в поле, в мастерских или на ферме. Оборудование - современное.
16 часов 30 мин. - Вечерня в часовне. Монах возвращается на хоры семь раз в день.
17 часов 15 мин. - Ужин: овощи, сыр. С 15 сентября до Пасхи - 180 граммов хлеба и фрукт.
17 часов 45 мин. - Перерыв: размышление в монастырской галерее или чтение в библиотеке, богословский доклад и т. п.
18 часов 30 мин. - Повечерие.
19 часов - Отход ко сну. С Пасхи до 14 сентября отход ко сну в 20 ч.
Кто-то еще хочет быть монахом? Я бы не захотел.
В сам монастырь можно попасть только два раза в год, в остальное время вход только для монахов.
Рядом с монастырем церковь, открытая для всех желающих, и магазин, где можно купить то самое вино из лозы Наполеона.
Ослик в монастырском саду.
Весна, все цветет.
Цикламены.
Какое все зеленое ...
Оливковое дерево. Сиамские близнецы почти что.
А тут все желтое.
Крепость крестоносцев, охранявшая дорогу Яффо - Иерусалим. Крепость принадлежала ордену тамплиеров и была восстановлена Ричардом Львиное Сердце в 1191 году во время Третьего Крестового похода. Была разобрана самими крестоносцами по условиям соглашения с Салах ад-Дином согласно Первому Яффскому договору в 1192 году.
То, что осталось от крепости.
Совсем немного фотографий окрестностей монастыря.
Дорога.
Продолжение обязательно когда-нибудь последует.