Минувшую пятнчную прогулку тамплиеров семинара "Вокруг да около Храма" мы начали с пересечения весьма известных улиц севреного иерусалимского района Писгат-Зеев (сиречь, Пик Вульфа - имеется в виду не "зубами щелк", а Жаботинский, который, увы, со своим ревизонистским сионизмом, скорее, - "клювом щелк") - ул. Моше Даяна и ул. Меира Гершона. Проверенный факт: мало кто даже из местножилов ведает о существовании на этом перекрестке каких-либо достопримечательностей помимо красного монумента весьма оригинальной конфигурации, изображающего индейский столб Мира. А тем не менее, тут, в десяти метрах от скульптуры - довольно внушительные руины византийского сельскохозяйственного поселения с охренительной по своим масштбам винодавильней.
Задержавшись там на полчасика, прогуливающиеся устремились на восток Иудейской пустыни.
...Когда кривая Первого шоссе уже готова стряхнуть вас с последних отрогов Иудейского хребта в марево Асфальтового моря, еще остается шанс уцепиться за сказочную реальность. Она мелькнет-мигнет на отметке "200 метров ниже уровня моря" с правой стороны типичным ориентальным глюком-миражем, этаким тясяча-и-одна-ночным оазисом с разнокалиберными пузырями белых куполов. И если вы увернулись от хлыста предначертанности Первого шоссе и съехали направо по указателю "А-Наби-Муса", то через пару сотен метров сможете лбом биться в меловые стены арабской средневековой крепости с уступленно-изумленным воплем: "Не был здесь погребен Моисей, это ошибка, это ошибка, это ошиб...". Потому что Моше-рабейну ни при каких обстоятельствах тут покоится не может. Ведь сказано:
"И умер там Моше, раб Бога, в стране Моав, по слову Бога. И похоронили его в долине, в стране Моав, напротив Бейт-Пеора, и никто не знает места погребения его до сего дня" (Дварим 34:6)
Ага, никто не знает, кроме христиан и мусульман. Первые - более последовательны и могилку Моисея Амрамовича показывают по ту сторону Иордан-речки, на вершине горы Нево. Но коопирайт на горку забили еще в византийский период. Апологеты же ислама, следуя, кстати, византийскому принципу "сближения особо святых мест", вынуждены были прибрать участок точнехонько напротив... Зато близко от Иерусалима.
Отец-основатель этого мавзолея - великий уроженец половецких степей, мамлюкский султан Бейбарс Аль-Бундукадри Захир ад-Дин.
В 1270 году мамлюкская крепость, возведенная для укрепления правоверных рубежей, была объявлена цитаделью гробницы пророка Мусы. Основанием послужило предание о словах Магомета, дескать могилу пророка сего показывать надо на дороге у подножия Красной горы. Где у нас тут Красные горы? Ах, это рядом, ах, они и есть Маале-Адумим? Ну, так пусть здесь и покоится. М-да. Что ж, с таким успехом, можно объявить место захоронения Мойши-пророка и в Писгат-Зееве, на горе под упомянутым Красным Монументом...
Шутки в сторону! В А-Наби-Муса сохранилась бейбарская надпись: "Именем Аллаха милостивого и милующего...., который повелел построить это святое здание над могильным камнем Мусы-пророка, мир ему и благословение..."
В 1494 году, уже на закате мамелюкского владычества, некий посетитель крепости записал: "Над могилой мечеть и комната с куполом. В дни праздников могилу покрывают шелковой тканью, расшитой золотыми буквами. Каждый год после сезона дождей эдесь семь дней длится праздник..."
Кстати, упомянутый праздник, не самый значительный в исламе, который так и называется Наби-Муса, есть римейк на что? правильно на Песах...
Внешний вид гробницы - и мучаться не надо! - один к одному: и саркофаг царя Давида, и гробы Праотцев в Махпеле, и кенотоф пророка Самуила. Не удивительно, все они - дети одного периода, все они возведены (в том виде, как сейчас), плюс-минус, в 12 веке. И все же, а кто же? Чей прах покоится под белыми куполами? Вот вполне достоверная гипотеза:
Начнем с того, что на месте мамлюкской крепости еще во втором веке до н.э. существовало еврейское, секты ессеев, поселение. Не исключено, что это и был Бейт-Пеор, что напротив Моава, где погребен Моше. Но вполне можно представить ессеев, медитирующих отсюда на гору Нево. В середине пятого века н.э. в этих краях появляется известнейший деятель монашеского движения Преподобный Евфимий (Евтимиус) Великий.
Нам известно несколько лавр, им основанных, так или иначе сохранившихся и поныне, а Житие Святых повествует, что преподобным была основана еще одна, ныне потерянная лавра. Находилась она на пути между "пещерой, где Давид скрывался от Саула" (Эйн-Геди) и монастырем преподобного Феоктиста (русло ручья Ог), то есть как раз там, где сейчас А-Наби-Муса. В этой-то лавре в 473 году Евфимий и почил. Там же и был погребен. В 614 году лавра была, наравне с другими, полностью разрушена персами Хосроя Второго. И с тех пор не восстанавливалась. Последнее упоминание о ней и гробнице преподобного - в итенерариях игумена Даниила (начало XII века). С тех пор православные поломники никогда не видели той лавры... Теперь мы знаем почему. И теперь мы знаем, кто прикинулся шлангом пророком Моисеем.
А еще здесь действует оригинальный арабский центр реабилитации наркоманов. Он процветал в начале 90-х. Наркоманов заключали в крепостное заточение и, рассказывают, в лечебных целях побивали палками, дабы переламывались продуктивнее. На сегодняшний день в "центре" всего лишь девять пациентов. Но не будем спешить с выводами о снижении роста наркомании...
Вокруг крепости - колоссальный погост. Конечно, лежать рядышком с пророком - почетно.
А мы, на закуску (после возрадования за пределами крепости) подъехали к восточной части русла Ог, не менее величественной, чем той,
где покорялись нам скальные стенки в июне-месяце.
Теперича - фотки.
А вот и качественный фотоматериал от
_bees_ -
http://www.livejournal.com/users/_bees_/21083.html