m_k

Пятница №41 (69). Закрытие банного сезона

Jul 29, 2006 10:27

Последнюю перед каникулами прогулку тамплиеры семинара "Вокруг да около Храма" решили посвятить усиленному повторению годового материала, вот и избрали плацдармом ту часть парка Канада в долине Аялон (неподалеку от перекрестка Латрун, где мы побывали год назад - http://m-k.livejournal.com/133741.html), в коей сосредоточены и иудейские винодавильни, и погребальные пещеры периода Второго Храма, и римские бани, и византийские церкви, и арабские захоронения, - все то, что представляет для нас постоянный интерес. Впрочем, времени на путешествие по холмам Аялон и Экед у нас не было, а посему ограничились Эммаусом (где сосредоточены вышеупомянутые предметы интереса) и сквозным проездом через парк.
Название Эммаус восходит к "хамат" или "хамта", что означает "горячий источник". Например, в арабских источниках место это называется Амта. Есть еще одно арабское название Эммауса - Амвас. В еврейской литературе Эммаус упоминается как место, где и "вода прекрасна, и дача хороша" (Коhелет Раба, 7:15), то есть как пространство отдыха и купальных развлечений. На это указывает также имя "Диомасит", сокращение от "демосион лоутрон" ("общественное купание"). (Вот вам и третье объяснение названия Латрун! Первое: от названия "Le Tour des Chevaliers". Второе: от латинского слова latro, что означает "разбойник" - латрунская церковь посвящена "доброму разбойнику", распятому рядом с И.Х. и удостоенного царства небесного за хорошее отношение к соседу в последине мгновения жизни.)
Целебные свойства вод Эммауса указываются и в византийских произведениях, связывающих эти свойства со встречей воскресшего И.Х. и учеников, идущих из Иерусалима в Эммаус (Лука, 24:13-33).
Впрочем, местечко славилось не только горячими источниками, но и обычными купальнями. Питали сей аквапарк источники со склонов сопки Экед, и подавалась вода по трем параллельным каналам (которые, возможно, в определенные времена не функционировали все вместе). Частично эта система водоснабжения была обнаружена в 1976 г. И.Гиршфельдом, а а также в 1984 г. - А.Шенхаром.
Южные купальни - лишь одна часть мощного банного комплекса, существовавшего в этих местах. Полностью он не исследован. Южные же бани сохранились до наших дней благодаря случайному и благоприятному стечению обстоятельств. В 636 (или в 639) году здесь скончался от чумы некто Абу Убейда, известный мусульманский полководец армии халифа Омара ибн-Эль-Хаттаба, и арабские воины оставили Эммаус в страхе перед эпидемией, получившей впоследствии название "амвасской чумы". Сам же Абу-Убейда ибн ал-Джаррах похоронен не здесь, а в Тверии. Заново Эммаус был заселен только при крестоносцах, которые превратили заброшенные купальни в складские помещения. Следющие "хозяяева", мамлюки, известны свим стремлением к исламизации всего, что попадаются под руку. Под руку попались бывшие купальни, и тотчас же они превратились в "святое место" - "шейх Убейд" (это они так сократили Абу Убейда). Тут же была устроена гробница еще одного шейха Муаза ибн-Джебеля, назначенного Омаром вместо Убейды, и тоже скончавшегося от чумы... В оттоманский период земляные наносы почти полностью скрыли от глаз человеческих купальню и тем самым защитили ее от разорения. Верующие перестали приходить сюда на молитву. Место было предано забвению.
Первый раз раскопки производились здесь тель-авивским университетом в 1968 году. Более организованные раскопки были произведены в 1977-78 гг. и в 1981-82 гг. М.Гихоном совместно с археологами Флорентийского университета.
Южные бани представляют собой анфиладу комнат с единым проходом. Каждая комната предназначалась для отдельной гигиенической процедуры. Посетитель проходил через анфиладу - аподитериум (раздевалка) - кальдариум (жаркая комната) -тепидариум (теплая комната) - фригидариум (холодная) - и возвращался тем же путем. О подробном же устройстве римских терм читайте у Марка Витрувия Поллиона ("Об архитектуре", книга V, глава 10).



До наших дней сохранилось четыре комнаты, но не исключено, что были тут еще дополнительные помещения как с северной, так и с южной стороны. Они были разрушены, вероятно, в результате одного из региональных землетрясений в 498 г., 502 г. и 507 г.н.э. К тому же обнаружение дополнительных банных сооружений затруднено из-за запрета на проведение раскопок на территории мусульманского кладбища...
Бани были построены не ранее периода правления династии Северов, и, скорее всего, после получения Эммаусом-Никополисом статуса города ("полиса") в 221 г. во время правления императора Гелиогабала. В любом случае, строение считается возведенным никак не позднее начала IV века н.э.
После вышеупомянутых землетрясений, сооружение было восстановлено в сокращенных размерах, и стало представлять из себя конструкцию 7.5 х 14 м.
Высота от пола гипокауста (системы подвального отопления) до плоской крыши - 6 метров. Высота куполов - до 1.5 м. На южной стороне выделяются два алькова, расположенные на расстоянии два метра друг от друга. Оба вдаются в стену на 0.47 м и имеют высоту 2 метра. Возможно, в них красовались скульптурные изображения. Толщина стен - 1.5 метра. Стены сложены из камней по известной системе opus quadratum, то есть лицевая сторона блоков, из которых строилось здание, обтесывалась в виде четырехугольника.
Вход в перестроенную после землетрясений баню находился во фригидариуме.
Более подробное описание этой уникальной баньки (а где вы еще найдете терму с сохранившимися сводами?) - в "Новой энциклопедии израильских раскопок" п/р Штерна, том I, стр. 39-41.

















































































































Традиционное возрадование тоже приняло итоговую форму и гипертрофировалось в легкий изящный пикник.
На сем сезон закрыт.
До встречи в сентябре!
(Фотографии 42, 55 и 56 предоставлены для отчета Мариной и Леней Френкельзонами - спасибо!)

Updates:
Взгляд NiN - http://anno-nin.livejournal.com/10810.html

Пятничные прогулки тамплиеров

Previous post Next post
Up