Мы, конечно, бросаем слова на ветер, но никогда про них не забываем! После
49-й прогулки (в Абу-Гош) тамплиерам было обещано вернуться сюда с целью посещения бенедиктинского монастыря, а также подробного ознакомления со всем, что накопилось там за неполные пару тыщ лет: и с руинами римлян, и со следами постоялого двора мусульман, и с церквью крестоносцев, к коей сохранились фрески XII века. Ну вот, и вернулись, предварительно договорившись, что нас встретят чудесные бенедиктинцы - знаменитый отец Оливье и брат Бенуа. Ну, сам Оливье был занят, как всегда, воспитанием групп военнослужащих, а нас пестовал Бенуа, достойный ученик своего патрона. И очень у него это славно получилось.
Желая сотворить и отчет по-интереснее об этой яркой прогулочке, я решил перевести несколько главок из книги Иоэля Бен-Дова "Абу-Гош" (изд-во "Яд Ицхак Бен-Цви", Иерусалим) и снабдить перевод всякими комментариями. Ну и вот, и не укладываюсь в один прием... Так что нынешний отчет - с продолжениями, в которых, в том числе, будет объясненно, при чем тут "девятая миля".
А начнем с картинок (которых будет в этой серии не много).
Вот монастырь, о коем речь пойдет ниже, а вот Оливье, а вот и Бенуа.
АБУ-ГОШ. ЦЕРКОВЬ КРЕСТОНОСЦЕВ
И бывшая церковь крестоносцев, и прилегающие к ней сооружения, включающие нынешний монастырь бенедиктинцев и мечеть Наби-Узир - возведены на месте римских построек второго века н.э. В византийский период место было заброшено, а в ранний арабский период впритык к римским строениям был устроен «хан» - дорожная станция, постоялый двор - использовавшийся вплоть до прихода крестоносцев. На римских фундаментах рыцари ордена Госпитальеров возвели церковь, а здания хана преобразовали в монастырь. После падения Иерусалимского королевства крестоносцев мусульмане церковь не разрушили, а во времена мамлюков хан был отремонтирован, и примерно в течении ста лет им снова пользовались, как дорожной станцией. Церковь же была превращена в хлев и конюшню, и использовалась, как стойло для скота, вплоть до конца XIX века. Скорее всего, в XVIII веке жители деревни воздвигли мечеть в восточной части комплекса, там где находилась прежняя, времен мамлюков.
В 1873 году оттоманские власти передали комплекс, за исключением мечети, под опеку правительства Франции. В начале XX века был произведен ремонт и новое освящение церкви. На месте же, где находился хан и монастырь крестоносцев, возвели монастырь бенедиктинцев.
Церковь в разрезе:
1 - источник
2 - крипта
3 - лестница
4 - зал церкви
СЛЕДЫ РИМСКОГО ПЕРИОДА
Мнения исследователей по поводу предназначения местного римского сооружения расходятся. Архитектор Мосс (Mauss), руководивший ремонтными работами при восстановлении церкви, считал, что здесь находилась крепость для защиты источника, бьющего из-под нее. На это указывает и название, данное этому месту крестоносцами - Castellum Fontenoid - Крепость Источника. Мосс полагает, что камни, обрамляющие главный вход в церковь не соответствуют ни по типу обтески, ни по кладке, другим камням в стене, и из этого делает вывод, что проем был пробит в более древней стене (также и окна, и вход в крипту). Тем, что церковь построена на римском фундаменте, Мосс объясняет и ее направление не на восток, а на юго-восток. Другие, более поздние исследователи, возражают ему и приходят к заключению, что речь идет о толстостенном бассейне для накапливания воды из источника. Год спустя после публикации статьи Мосса отец Жерме-Доран (J.Germer-Durand) публикует ответную статью, в которой утверждает, что церковь никак не может быть крепостью Веспасиана, отремонтированной крестоносцами, что сама конструкция в целом - дело рук крестоносцев, несмотря на эти проблематичные камушки у дверей… Отцы Де-Вю и Стевю (точность имен - под сомнением) из французской школы библиистики в Иерусалиме отстаивали версию бассейна. Один из их аргументов основан на том, что римское подразделение базировалось на холме Дир аль-Аз’ар, и абсолютно не логично, чтобы вторая крепость находилась поблизости, да еще и в низине. Впрочем, можно допустить, что бассейн строился тем же легионом, что стоял на вершине.
Для разрешения сей дискуссии прежде всего необходимо определить изначальное местонахождение tabula ansata с «вексилляцией» Десятого Легиона, которая ныне красуется на внешней стороне церковной стены, слева от входа в крипту. Ежель она («табличка-с-ручками») не принесена со стороны, то кладка стены - римская, но если таблица вставлена рыцарями, то и кладка - крестоносская. И по сей день сия дилемма не разрешена, и не известно, какая из этих двух точек зрения - правильная. В любом случае, нижняя часть северной, южной и восточной стен - камни римской кладки (западная стена - постройка крестоносцев, и упирается в корневую скалу). Размеры римского сооружения - 15,6 х 22,5 метра, высота - 5,25 от скального пола. Если речь идет о бассейне, то его объем был 1800 кубометров, и сам он был перестроен крестоносцами в крипту. Толщина стен колеблется от 2,53 до 3,74 метра. Логично предположить, что крестоносцы специально увеличили толщину римских стен, чтобы возвести на них церковь.
Римское сооружение было возведено в конце I - начале II вв. н.э. Найденные надписи позволяют уточнить датировку: tabula ansata с «вексилляцией» относится ко второй половине II в. н.э., а верстовой столб - к седьмому десятилетию того же века. Обнаружено также множество римской керамики II-V вв. (причем, чем дальше, тем керамики - меньше, что говорит об ослаблении византийского интереса к этому месту).
Поблизости найдены и византийские артефакты - обломки колонн и капителей, но все они принесены в разные времена из других мест - скорее всего из церкви Ковчега Завета. В византийских источниках нет никаких упоминаний о существовании христианских построек на месте римских развалин.
ЭПИГРАФИКА
1. Tabula ansata с «вексилляцией»
В Абу-Гош найдены две почти одинаковых (по тексту) таблицы с «вексилляцией»: одна - в церкви крестоносцев (а), другая на холме Дир аль-Аз’ар, где ныне находится монастырь ордена Сан-Жозеф (б).
Текст гласит:
А)
VEXILLATO
LEG X FRE
Б)
VEXILLATIO
LEG X FRE
Вторая строчка в обеих надписях - сокращение от LEG(IO) X FRE(TENSIS). Она сообщает о принадлежности к Десятому Легиону, который использовался в качестве военной части в Иудее более двух веков, и оставил в память о себе множество надписей в разных местах Эрец-Исраэль. Имя легиона образовано от слова fretum (пролив), причем имеется в виду пролив конкретный - Fretum Siculum - так назывался Мессинский пролив, отделяющий Италию от Сицилии.
В первой строке фигурирует слово VEXILLATIO. Теперь предоставим слово Большой Русской Энциклопедии: Вексилляция (лат. vexillatio, от vexillum - «знамя», «штандарт») - особый, относительно небольшой, отряд легиона, реже когорты или нумера, выделенный для участия в боевых действиях когда сам легион выполнял другие задачи либо нёсший гарнизонную или патрульную службу. После выполнения своих задач вексилляции распускались, сливаясь со своими подразделениями. Создание вексилляций, предположительно в период ранней империи, придало бо́льшую структурную гибкость римской армии…
Продолжение вот тут -
http://m-k.livejournal.com/194347.htmlХудожественные апдейты:
-
http://users.livejournal.com/_bees_/31907.html-
http://levrrr.livejournal.com/7049.html