Бурно, бурно была проведена тамплиерская пятница. Гудел Анатот. Так что даже о. Харитон из одноименного монастыря исчез в неизвестном направлени, лишив рыцарей возможности красиво дополнить славную прогулку по ущелью потока Прат и не менее славную тусовку в Усадьбе. Думаю, отсутствие классического отчета простится мне. Тем не менее: совсем не хочется обманывать надежды тех, кто привык к пятничным путешествиям в этом журнале (а кроме них давно уже тут ничего и нет!). Ну так, друзья Людмилы и Руслана прогулок по нашей малэнкой, но солнэчной стране чюдес, для вас специально:
ЛЬВИНО-КРЫСИНЫЙ МОСТ
Каменный мост Джиндас перекинут через поток Аялон с севера от Лода (дорога к аэропорту). Состоит из трех арочных пролетов. Высота центральной арки - 6,5 метра, а боковых - 5 метров. На восточной стороне опоры между арками имеют пирамидообразные выступы, функция которых - укрепление опор и защита моста от напора воды во время зимних паводков. Длина моста - 30 метров, ширина - 13 м.
Над центральным пролетом, с двух сторон моста, - каменные таблицы с надписью:
«С именем Бога Всемилостивого и Милосердного и молитвой его о господине нашем Мухаммеде и обо всех его последователях. Повелел о строительстве сего благословенного моста господин наш великий султан а-Захир Ракн а-Дин Байбарс ибн Абдалла во дни сына его, господина нашего, султана, царя а-Саид Насер а-Дин Биркет Хана, да сохранится слава их, и да будет даровано им прощение. И это - под управлением раба, подчинившегося и зависящего от милосердия Божьего, Ала а-Дин а-Суака, да простит Бог его и обоих его родителей. В месяц рамадан года 671».
Эта надпись дала основание и для другого названия - мост Байбарса. 671-ый год от хиджры - это 1273 г. н.э. Можно ли считать этот год - датой строительства моста Джиндас? Вряд ли... Откуда взялось, кстати, это название - Джиндас? Так же называлась и маленькая деревня, примыкавшая вплотную к брегам Аялона в районе моста. Есть мнение, что «джиндас» - это тоже самое, что на иврите «гунда» - «эскадрон, армия». Мост был нужен тут прежде всего для переправы тяжелого армейского снаряжения по пути от портовых городов к Иерусалиму. И основание его археологи датируют еще римско-византийским периодом. А на нижних рядах камней, ныне погруженных в аялонскую трясину, выбиты кресты, типичные для периода крестоносцев. Мамлюки же, отвоевав мост у рыцарей, перестроили его, украсив вышеприведенными надписями. Исследователи полагают, что камни для ремонта моста мамлюки доставили прямиком с развалин знаменитой лодской церкви Святого Георгия.
По краям каждой надписи - каменные вставки с рельефным изображением львов-барсов, тотемных зверюг Байбарса. Ага? Вспомнили и Львиные ворота в Иерусалиме и Калаат Нимруд на Голанах? И тут, и тут те же лыбистые рожи чеширских котов... «Поднявши лапу (правую), как живые» львы на этих картинках готовятся прихлопнуть жалкую крысу в углу, символизирующую кого? - конечно, крестоносцев. Не иначе, как Байбарс, сын южно-русских кыпчакских степей, подстроил игру слов - КРЫСОНОСЦЫ! Впрочем, Шарль Клермон-Ганно полагал, что крыса - символизирует только последнего иерусалимского короля-рыцаря Ги де Лузиньяна.
Обратите внимание на фасад центральной арки - видите, что свод вместо классического «замочного камня» замыкают два боковых блока? Нет, это не ляп мамлюкского зодчества, это типичный форс-жест, знак для знатоков времен британского мандата: мол, каждый культурный человек наслышан о «замочном камне», и если нет его, то это признак того, что здесь потрудились английские реставраторы.
Ну, и остается добавить, что и по сей день снуют грузовики и автобосы по этому арочному чуду со львами и крысами. На сколько у них хватит еще сил? Не у транспорта, само собой...
Переходим на другую сторону
Возвращаемся... и вздыхаем