Идя навстречу пожеланиям трудящихся, отныне постараемся снабжать отчеты о тамплиерских прогулках картой-схемой:
С 44-го шоссе сворачиваем в лес, носящий официальное название - Президентский, поскольку, будучи посажен Основным Земельным фондом в 50-е годы XX века, лес был назван именем первого израильского президента Хаима Вайцмана. Другое название - лес Цора. Через весь лесной массив тянется дорожка, получившая название «Путь изваяний» («Дорога скульптур», «Тропа инсталляций» - как вам больше нравится). Названа она так, потому что по инициативе того же Земельного фонда израильские и зарубежные скульпторы расставили вдоль сей трассы свои творения.
По этой тропе и протопали тамплиеры в минувшую пятницу, постаравшись зафиксировать максимум изваяний, а заодно и поговорить о главном герое этих мест - библейском герое Самсоне, о его деяниях «в стане Дановом, между Цорою и Ештаолом» (Суд. 13:25), о его современном погребении на вершине Тель-Цора, о солярном сюжете в частности и о логике мифа вообще.
Конспективно о Самсоне:
1) В истории с Шимшоном-Самсоном налицо элементы мифологических сказаний о солнечном цикле, столь характерных для ближневосточного региона; вот несколько ради примера:
- имена героев (Солнышко-Самсон и Далила-Ночь) и их противостояние;
- посвящение героя с рождения высокой цели («от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13:5), то есть - «светить всегда, светить везде, до дней последних донца…»);
- волосы-лучи - гарантия жизненной силы;
- внутрисюжетная календарная цикличность…
Сказание о Самсоне невероятно органично вплетается в общий всемирно-мифологический узор:
- и своей антропологической связью с мифом о Геракле,
- и своей прототипологической связью с Иоанном Крестителем,
- и своей онтологической связью с самыми-самыми современными солярными мифами. Я даже не имею в виду шлягер о Мире, звучащий в идеальном переводе Захара Глюка, как «дайте солнышку взойти, само оно никак; у светила на пути засел коварный враг». Я другой пример хотел привести. Вот, посмотрите, это картинка Густава Доре, изображающая драку Самсона со львом:
А вот картинка Ю.Васнецова, изображающая другую битву, но тоже во имя Солнца:
Правда, кайф? Ничего, что немножко перепутал?
Ну, а теперь - вперед, за скульптурами!
Давид Файн. «Образы».
Эли Шуки. «Поддержка пейзажа - обязанность Земельного Фонда».
Хаим Капчиц. «Путешествие по стране».
Арад Ави. «Металлический Пиноккио».
Яэль Арад. Название не сохранилось…
Увы, зачастую Земельному фонду не хватает сил уберечь от варваров таблички с именами авторов…
Джано Джак. «Путешествие».
Хрыбо-очек! Автор - Масяня.
А если по правде, то: Матания Абрамсон и Ицхак Леви, «Гриб».
Одед Дрезднер. «Сила».
(М-да, это сильно - «широка страна моя родная», свинченная из канализационных деталей, напоминающих храмовый светильник…)
Шломи Брош. «Племена»
Безымянные:
Аарон Бен-Арье. «Игрушки».
Песах Флит. «Сова»
Юрий Мацкин. «Член миссии»
Безымянные:
«Зерно надежды».
Потом скульптуры немного поднадоели, а нашим вниманием завладела гробница Самсона, открытая чудесным образом в середине 80-х годов прошлого века - просто приснилась одному хасиду.
Ну, и еще немного скульптур.
Игорь Браун. «Вторая композиция».
Семен Равинков. «Линии цвета».
Безымянный мыслитель:
Людмила Волошаненко. «Природа».
«Былое и настоящее».
Еще парочка…
И - заключительный, явно неофициальный, шедевр!!!
Указатель:
И точно! За поворотом! Вот они!!!
А потом мы увидели вот такую пальму. Ну, как не возрадоваться?