Продолжаем ковыряться в спутанных кишочках истории с папой Иван Захарыча Предыдущего.
Начало тут -
http://m-k.livejournal.com/245643.htmlИтак, где же жил этот самый евангелический священник Захария из «череды Авия», отец Иоанна Купалы?
Лука дает нам ответ: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету»« (Лк. 1:39-40). Нагорная страна, град Иудин - ну, а по-точнее, где это? И опять начинается путаница, на этот раз географическая. Любой культурный современный паломник вам скажет, что град Иудин - это Эйн-Карем, иерусалимский район-пригород. Там по сей день храмы посвящены и рождеству Предтечи, и встрече Марии и Елизаветы. Однако сия традиция - весьма поздняя. Несмотря на то, что первые христианские храмы были построены в Эйн-Кареме в IV-V вв., нет никаких доказательств того, что они были посвящены дому Захарии и событиям, в нем происходящим. Идентификация Эйн-Карема с градом Иудиным, скорее всего, была предложена не ранее XII века и окончательно укоренилась в сознании христианского мира только в XIX веке. До того считалось (и до сих пор эта точка зрения отражена в православных Житиях святых), что «град Иудин» в нагорной стране - есть город Хеврон. Или рядом. В византийский же период и сомнений не было по поводу месторасположения «дома Захарии». На знаменитой мозаичной карте Медвы (VI в.) отмечено поселение ΒΕΘΖΑΧΑΡ - Бейт-Захар - Дом Захарии, что и впрямь находится неподалеку от Хевронского нагорья. Но все же не там. На мозаике изображена большая церковь с крытой галереей, тремя окнами на фронтоне и задним полукруглым двориком, окруженным еще одной галереей. Над изображением надпись: «ΤΟΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΖΑΧΑΡΙΟΥ» («Тут - святой Захарий»). По мнению М.Ави-Йоны, двор церкви, был предназначен для гробницы пророка, которая, по архитектурной традиции того времени, была отделена от здания церкви.
Но, как мы выясним позже, задолго еще до истории с рождением Иоанна Предтечи существовало еврейское поселение под названием Бейт-Захар. И вот оно-то действительно располагалось в Хевронском нагорье. Но о нем позже. После следующей прогулки.
Мы же в минувшую пятницу побывали именно на месте Βεθζαχρ, где теперь на смену арабской деревне Закария пришел еврейский мошав (с/х поселение) Захария. Приемственность топонима - налицо.
Ну-с, полюбуйтесь остатками мечети, выстроенной примерно в XIV в. на месте развалин церкви, указанной на карте Медвы, и мы продолжим рассказ о деде Захаре.
Выходит и в исламе чтут отца Предтечи? Ого, да еще как! Ему посвящены стихи из 3-й суры Корана:
«Там воззвал Закарийа к своему Господу и сказал: «Господи! Дай мне от Тебя потомство благое. Ведь Ты - слышащий воззвание». И возгласили ему ангелы, когда он стоя молился в михрабе. Аллах радует тебя вестью о Йахйе, подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержном и пророке из праведников! Он сказал: «Господи! Как будет у меня мальчик, когда до меня дошла уже старость, а жена моя - бесплодна?» Он сказал: «Так! Аллах творит, что пожелает». Он сказал: «Господи! Сделай мне знамение». Он сказал: «Знамение твое, что ты не будешь говорить с людьми три дня, иначе как знаками. И поминай твоего Господа много и восхваляй по вечерам и утрам» (38-40, перевод Крачковского). Йахйа (Яхья) - это Иоанн. В целом текст повторяет содержание евангельской истории, за исключением деталей (вместо 9 месяцев Захария молчит всего три дня, например). То есть, мусульмане почитают именно отца Крестителя, а не Захарию-пророка. В хадисах же появляются всякие подробности жития Закарийи, и мы узнаем, что:
- «полное имя Захарии - Закария ибн Азан ибн Муслим ибн Садун, и его родословная восходила к пророку Сулейману, и он следовал Шариату Муссы и вел проповеди на основании законов Тауры (Торы)»;
- «всю свою жизнь Заария провел в служении Аллаху и был проповедником веры в среде своего народа. Спустя 6 месяцев после рождения Йахйи Мариам родила Ису, который чудесным образом защитил свою мать из колыбели, когда иудеи обвинили его мать в распутстве. Тогда они ворвались к Закарие и убили пророка. По преданию, он похоронен в Халебе (Алеппо)» (сведения взяты с ресурса ислам.ру).
В Евангелии, между прочим, ни слова о смерти Захарии не говорится. Зато в Житиях - пожалуйста:
«Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, чтобы они избили всех детей, приказал умертвить и сына Захарии, о коем много слышал. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Все слушавшие слагали в сердце своем происшедшее и говорили: "что будет младенец сей?" (Лк.1:66). Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: "Не сей ли будет царем иудейским?" Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, городе Иудове, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, отрока Иоанна, коему тогда было уже полтора года - бежала с ним в горы. А святой Захария в то время находился в Иерусалиме, отправляя обычную службу по порядку чреды своей. Скрываясь в горах, Елисавета со слезами молилась Богу, чтобы Он защитил ее и ее сына. Увидав с горы воинов, кои тщательно разыскивали беглецов и уже были недалеко, она в ужасе возопила к ближайшей каменной горе: "Гора Божия, приими мать с сыном!" Гора тотчас расступилась, заключила их в себе, и таким образом они укрылись от настигавших их убийц. Не найдя тех, кого искали, посланные ни с чем возвратились к царю. Тогда Ирод послал к Захарии в храм приказание, чтобы он отдал ему сына своего Иоанна.
- Я служу ныне Господу Богу Израилеву, - отвечал на сие святой Захария, - и не знаю, где теперь находится сын мой.
Разгневанный Ирод вторично послал к нему и приказал убить самого Захарию, если он не отдаст своего сына. Свирепые убийцы устремились как звери, стараясь немедленно исполнить повеление царя, и с яростью закричали священнику Божию:
- Где скрыл ты своего сына? отдай нам его, ибо так повелел царь; если же не дашь сына своего, то сам погибнешь лютою смертью.
На сие святой Захария отвечал:
- Тело мое вы убьете, а душу мою восприимет Господь.
Тогда убийцы бросились на Захарию и между церковью и алтарем убили его, как повелел им царь; пролившаяся же кровь святого сгустилась на мраморе и отвердела как камень во свидетельство и вечное осуждение Ироду; а Елисавета, хранимая Богом, с своим сыном пребывала в расступившейся горе. Божиим повелением устроилась для них там пещера, открылся источник воды, а над пещерою выросла финиковая пальма, на коей явились плоды в изобилии. Когда мать с сыном хотели есть, дерево склонялось, подавая в пищу плоды свои, а затем снова выпрямлялось.
Спустя сорок дней после убиения Захарии, святая Елисавета, мать Предтечи, преставилась в той пещере, а святой Иоанн был питаем ангелом до совершенного возраста и храним в пустынях до дня явления своего к израильтянам» («Жития святых» святителя Дмитрия Ростовского).
Откуда такая чудесная фантазия? Ладно, мы не будем придираться к нарушению очереди служения во Храме, но что за история с убийством на Храмовой горе? Где подобное упоминается? В Евангелии от Матфея, глава 23, стихи 34-35:
«Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником».
Правда, абсолютное большинство авторитетных теологов утверждает, что здесь имеется в виду вовсе не отец Иоанна, а более древний Захария, современник царя Иоаса (IX в. до н.э.) И хоть он и не сын Варахиин, а сын Иодая, его действительно прикончили во дворе Храма:
«И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя, на дворе дома Господня» (2 Пар. 24:20-21).
Проблема-с… Что ж получается, более современного мученика не нашлось для примера? Да и отчество из другой сказки. Такое отчество (сын Варахнин, или сын Барахьи) имел, между прочим, пророк Захария, из так называемых Малых пророков, живший в VI в. до н.э. Но он никаким образом не был убит в Храме, во всяком случае, нигде об этом не упоминается, да и по времени он также далек от современников Иисуса.
Кого же из мучеников-современников имел в виду Матфей, излагающий речи Иисуса? Из 34-х упомянутых в Священном Писании Захарий ни один на эту роль не подходит… И вдруг мы находим ответ у Иосифа Флавия в «Иудейской войне»:
«Зелоты, которым опротивела уже резня, бесстыдно наглумились еще над судилищем и судом. Жертвой своей они избрали одного из знатнейших мужей, Захарию, сына Баруха. Его презрение к тиранам и непреклонная любовь к свободе сделали его ненавистным в их глазах; к тому же, он был еще богат, так что они имели прият¬ные виды на ограбление его состояния и на устранение человека, который мог воспользоваться своим влиянием для их низвержения. Таким образом, они для формы приказали созвать семьдесят находившихся в должностях простых граждан в качестве судилища, которое, конечно, лишено было авторитета, и здесь обвиняли Захарию в том, что он хотел предать город в руки римлян и с изменнической целью послал уполномоченных к Веспасиану. Обвинение не подкреплялось ни свидетель¬скими показаниями, ни другими какими-либо доказательствами; но они утверждали, что вполне убеждены в этом и считали, что этого одного доста¬точно для установления истины. Когда Захария убедился, что у него нет никакой надежды на спасение и что его собственно не вызывали к суду, а только заманили коварно в заключение, он, видя свою жизнь по¬гибшей, решил дать полную волю своему языку. Он поднялся, сделал ироническую оценку той самоуверенности, с которой возбуждено было против него обвинение, и вкратце опроверг приведенные улики. Но затем он обратил свое слово против своих обвинителей, прочел им перечень совершенных ими преступлений и разразился жалобами на на¬рушение всякого порядка в государстве. Зелоты перебили его криками. Если они настолько еще владели собою, что не обнажали мечей, так только потому, что хотели довести до конца насмешливое подражание судопроизводству и, кроме того, хотели испытать, насколько сами судьи будут руководствоваться правдой ввиду угрожавшей им опасности. Суд семидесяти оправдал однако обвиняемого, предпочитая заранее умереть вместе с ним, чем принять на себя ответственность за его смерть. Этот оправдательный приговор зелоты встретили с неистовым шумом: они все были возмущены тем, что судьи не хотели понять призрачности данной им власти. Двое же из самых дерзких набросились на Захарию, убили его среди храма и насмешливо восклик¬нули над павшим: «вот тебе и наш голос - наше решительное оправдание!» Вслед за этим они выбросили его из храма в находя¬щуюся под ним пропасть. Судей же они, в насмешку, били обухами мечей и вытолкали из ограды храма, даровав им жизнь только для того, чтобы они рассеялись по городу и принесли бы всем весть о по¬рабощении народа» (ИВ 4:5:4).
Оба-на! Все совпадает, и имя, и отчество, и сюжет. Вот только с временем закавыка, ведь Флавий описывает события 70 года н.э., то есть спустя 40 лет после того, как Иисус, по словам Матфея, произнес свою пламенную речь с упоминанием Захарии, убитым в Храме… Чувствуете, какие выводы напрашиваются? Не будем приводить самых радикальных, но безусловно одно - стих 35 из главы 23 Евангелия от Матфея был написан никак не ранее 70 года от Р.Х. Факт.
Заседание продолжается.