Вышел в свет новый номер журнала Изборского клуба. Есть там и моя работа: о том, что значит быть русским.
https://izborsk-club.ru/magazine_files/2024_01.pdfОтвета на оный вопрос пока внятно не дают. Постарался внести ясность и публикую работу у себя.
Да, и еще очень впечатлен продолжением «адамизации» ЧР. Вы уже, поди, знаете о том, что А.Кадыров сделан в 16 лет от роду куратором РУС (Российского университета спецназа имени В.Путина).
https://russian.rt.com/russia/news/1306328-adam-kadyro-kurator-specnazПрекрасно понимаю, куда ведет тенденция. Думаю, и вы тоже. Считаю происходящее в ЧР еще одним признаком углубляющегося системного кризиса. Но работу по мировоззрению русскости все-таки надо делать. На будущее.
Максим Калашников
ПОЧЕМУ Я - РУССКИЙ?
О «генетическом коде» нашей великой цивилизации - через призму личного
Почему мы - именно русские, русы? Попробую «распечатать» тему, для начала исследуя самого себя. Итак, перед вами - представитель малороссийской ветви триединого Русского народа, Кучеренко-Калашников. Не воцерковленный, сформированный как личность в Советском Союзе, но при этом - носитель того самого культурно-цивилизационного кода великого народа, что живет от Днестра и Карпатских гор - до Камчатки и Сахалина.
РУССКАЯ «ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КАРТА»
Во мне говорят все прошлые поколения русов-русских - и наше великое грядущее. В том числе и пока не наставшее. Здесь - и рус из дружины Святослава, столкнувшийся с «греческим огнем» в битве при Доростоле - и Сергей Королев, запускающий первую в мире космическую ракету. Гений Ломоносова - и бородатый стрелец, отирающий кровь и пот с лица после битвы со шведами под Гдовом в 1657 году. Во мне встречаются строитель Днепрогэса, парень из Первой сталинской пятилетки, и космомолец с трассы БАМа в 1974-м, и пилот штурмовика Ил-2, заходящий на узловую станцию с немецкими эшелонами. Летчик-испытатель Петр Стефановский - и те, кто строил Албазинский острог на границе с Китаем в семнадцатом веке. Им устало улыбается великий Чкалов, аккурат после трасполярного перелета 1937 года, и ободряюще кивает умнейший Менделеев со своими периодической системой элементов и «толковым тарифом», памятником русского протекционизма. Во мне живут завораживающая поэзия Пушкина и пламенная фантазия Ивана Ефремова. Все это - наше. «Гены» огромного русского кода.
Работая над трилогией «Третий проект» в 1999-2006 годах, мы с соавтором, ныне уж покойным Сергеем Кугушевым, решили набросать хотя бы примерную карту нашего кода. Сергей предложил термин «топос», но с моей точки зрения - то все-таки код. Система признаков-маркеров, отличающих русских-русов от представителей иных цивилизаций рода людского.
Это - своего рода культурный «генокод» цивилизации. Программа развития, система основных ценностей, установок и доминант цивилизационной динамики. А еще - и и устойчивые стереотипы поведения. Он включает в себя формы и институты, которые передают эти ценности и установки в реальную жизнь. Код - это то, что делает русских - русскими, а китайцев - китайцами.
Нации и народы выступают носителями культурно-цивилизационного кода. Можно представить себе, как один и тот же код могут нести народы, говорящие на разных языках и обладающие разным этническим происхождением. Впрочем, чего воображать? Это - реальность. В старой России тот, кто нес в себе русский код, становился русским независимо от крови, текущей в его жилах. Чтобы стать русским, надобно принять русскую культуру, русское отношение к жизни, наш стиль поведения, наши ценности и доминанты активности. То есть, если ты живешь, как русский, идешь в общем строю с нами в труде Общего Дела и сражаешься за Россию, говоришь на великом языке, молишься по православному обычаю и прочно связываешь личную судьбу с Отечеством, то ты - рус. Русский. Будь ты по крови хоть грузином, как Багратион или Сталин, хоть сербом (как Милорадович), хоть горцем (как трагически погибший исследователь Каспия Бекович-Черкасский). Сам автор этих строк - турок на четверть по маминой линии, как литературный герой Гришка Мелехов. А сколько остзейских немцев в истории Руси стали украшением пантеона русских героев?
Да, подавляющее большинство русских - русы и по крови. Но мы принимаем в свой триединый суперэтнос (великороссы, малороссы-украинцы и белорусы) всех, кто несет наш великий культурно-цивилизационный код! А потому Русский народ вмещает в себя не только православных, но и мусульман, и буддистов, и атеистов, и еще Бог знает кого. Русскими были наши славные полководцы и государственные деятели с нерусскими фамилиями: немцы Остерман-Толстой и Бенкендорф, абиссинец Ганнибал, армянин Лорис-Меликов, герой Кавказской войны Цицианов. И пусть идут к черту все эти «зоологи» и любители цикрулей-черепомеров! Мне ближе Лев Гумилев с его теорией общей матрицы поведения.
Цивилизационно-культурный код есть структура-программа, которая задает стабильность, границы перемен, их направление. На то, как такой код устроен, есть разные воззрения. Каждое из них будет правильным - поскольку тут, как и в физике, действует принцип дополнительности. Каждая теория видит реальность под своим углом зрения, подмечая что-то важное. А настоящая картина получается объемной, состоящей из разных точек зрения. По нашему мнению, код имеет семь составляющих, похожих на генетическую цепочку. В основе его лежат отношение к семи предметам и явлениям реальности.
1. К природе.
2. К обществу.
3. К государству.
4. К Богу.
5. К деятельности.
6. К самому человеку (рефлексия).
7. Ко времени.
Ну что ж, попробуем определить «генокод» Русской цивилизации!
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
1. Природа для нас - поле жизненной деятельности, экспансии. Мы ее не столько осваиваем, сколько завоевываем. У нас не было склонности осваивать (а в пределе - насиловать) природу. Русский ее покорял. У нас времени насиловать природу не было. Русский ее завоевывал. Мы за тридевять земель шли, экспансию вели. Наш народ всегда природу любил. Мы всегда на природу рвались. Поэтому синоним слову «природа» у русского - «воля», «простор». Завоевывая же огромные нетронутые пространства, русские одновременно и приспосабливались к природе, устанавливая свой жизненный уклад сообразно ее законам. Мы как бы растворялись в необъятных просторах, в зеленых океанах лесов, в бездонном небе, среди утекающих в неизвестность рек.
Если спросить русского: «Куда ты прешь? И зачем тебе экспансия?», в ответ он недоуменно пожмет плечами. Не знаю, мол. Приключений ищем. Воли. Простора. Новой, счастливой жизни. А еще власть допекла.
Оттого мы и расселились от дунайских плавней в Южной Бессарабии (Одесская область) - до сопок Манчжурии и вулканов Камчатки.
2. К обществу мы относимся интересно - мы не граждане, а вынужденные коллективисты. В моменты военных угроз коллектив разрастается до масштабов всей страны. В мирное время - сужается до семьи. Или же до домена: сообщества соратников, коллег по труду или исследованиям, сообществ по интересам. А иногда и до самого себя, любимого (во времена тотальных распадов и смут). И все же мы чаще ищем себя не в государственности и не в индивидуализме, а в общине, коллективе. Мы даже по жизни идем в команде.
3. Государство для русского - всегда что-то внешнее и страшное. Какая-то могущественная, неопределенная сила, которая лежит за пределами разумения. Некий хозяин. Он может быть плохим или хорошим, его можно ненавидеть или страшиться - только любить нельзя. Жизнь устроена так, что хозяину все должны подчиняться и служить, поскольку служба - гарантия жизни и существования в самом прямом смысле слова. Ибо без государства наступает страшная смута. Или приходит беспощадный внешний враг.
В нашем коде есть «ген» постоянной угрозы - набегов кочевников - делающий суровой необходимостью подчинение государству. Более тысячелетия, начиная с аваров-обров и хазар и заканчивая крупными набегами крымчаков в 1711-м - русы-русские ежегодно подвергались страшной опасности, не щадившей ни боярина, ни крстьянина. Она требовала организации обороны силами государства. Набеги исчезли, а мобилизационный «ген» остался.
Отсюда и все наши метания между приверженностью государству - и разгульным анархизмом. Отсюда рождается характерный персонаж русской истории: вчерашний смутьян и «лихой человек», выступавший против власти, становится ярым защитником Отечества при нападении внешнего врага, уходит на фронт добровольцем. Совершенно не изменяя своим первоначальным взглядам.
Однако мы все-таки надеемся построить идеальное, народное государство. Где будут справедливость и правда (чисто русское понятие), а не формальная (на западный манер) законность.
Русский пойдет за тем вождем государства, который, по его мнению, делает великое дело, наполняет жизнь смыслом, олицетворяет правду и справедливость. Такому лидеру многое прощается. Таков русский врожденный монархизм.
4. Бог для нас - защитник и опора, высшая справедливость. Отец. Но у любого отца есть мать. Поэтому у русских, как ни у какого другого народа, развито трепетное отношение к Богородице. Именно она - заступница, символ и надежда России. Именно поэтому все великие русские иконы - это образы Богородицы.
5. Труд для нас - либо увлечение, радостное творчество, праздник души, либо - подневольное тягло, маета мает, изнурительная работа. Мне либо высшее наслаждение - воевать или блоху ковать, либо я ишачу. У нас нет понятия бизнеса. Мы к активности относимся как к жизни. Западник отделяет себя от активности, рефлексирует по этому поводу, смотрит на нее со стороны. Китаец - служит, не мыслит себя без труда. А у русского активность стоит в центре мира. Мы словно дети, мы играем. Играем, даже когда работаем. Поэтому решающая роль в русской цивилизации принадлежит культуре.
Мы, образно говоря, играючи сработали реактор для космического корабля, с бодуна пошли Сибирь покорять. Вся цивилизация наша - это «Юнона и Авось». Она покоится не на природе, как на Востоке, не на индивидууме-человеке, как на Западе, не на Боге, как у евреев, ни на сообществе, как у мусульман. Нет, мы хотим действовать. Из русского точно фонтаном бьет: «Делать надо что-то, мужики!» Но при одном условии: эта деятельность должна нас захватывать. Быть для нас миссией и служением Высшей цели. А когда нас захватывает такое чувство, то несть нам преград ни на суще, ни на море. Да и небесах тоже.
Отличительная наша особенность при этом: невероятная изобретательность. В своих научно-технических идеях мы способны иной раз на десятилетия опередить всех остальных. Жаль, что государство наше еще не научилось использовать такую «атомную энергию» русской изобретательности. Но если научится - то будет нам цивилизационное чудо-оружие,
6. К человеку мы относимся, как и западники - индивидуально. Мы не рассматриваем его как представителя большой группы, клана или, тем более, как разросшегося до неисчислимости народа. Но, в отличие от Западной цивилизации, у нас нет такой сильной привязанности к семье. Нет у русских и аналогичной мусульманам укорененности в роде. И вообще социальные (общественные) инстинкты у русских ослаблены почти до предела. Все наши привязанности сосредоточены на команде, экипаже, артели, товариществе, собравшихся для какого-то конкретного дела, приключения или войны. Кстати, мы неплохо осваиваем искусство самоуправления. Сочетание сильных земств/Советов со столь же сильной центральной властью - вот наше самое оптимальное будущее.
7. Время для нас служит предметом труда. Таким же, как земля для пахаря или металл для кузнеца. Такова уникальная черта нашей цивилизации, такого в мире нигде нет. Мы постоянно ставим с эксперименты со временем. Большевики говорили: вот тут у нас был феодальный строй, весь мир очень долго шел к капитализму, а мы - перепрыгнем через эпохи и окажемся впереди планеты всей. Потом пришел Гайдар и заявил: мы возьмем сейчас и прыгнем назад, в никогда не существовавший, книжный капитализм восемнадцатого века. Там освоимся, научимся кое-чему - и сразу забежим в двадцать первый век. Русский норовит переделать время, поуправлять им. Мы сами себя перекодируем, ибо перекодировка - это всегда попытка примирить будущее с прошлым. Да по себе знаю, как охватывает русских непреодолимое желание сжать исторические циклы, совершить скачок в развитии, сделать то, что прочее человечество почитает немыслимым и невозможным на данном историческом этапе.
СМЫСЛ РУССКОЙ ЖИЗНИ
Кто наши онтологические враги? Сообщество Тени, антилюди, «чужие». Те, что пытаются нас расчеловечить, стереть наш русский код, расплавить в котле «толерантной» глобализации и обратить в «серую расу» обитателей Швабова «электронного концлагеря». Без семьи, детей, любви между мужчиной и женщиной.
Смысл нашей жизни состоит в том, чтобы создать новую Реальность. Цивилизацию светозарного Полудня, Будущего. Потому что в нынешнем мире места нам нет и быть не может. Нет никаких перспектив у русских в этой системе координат - и точка. Ну не нужны мы ни «чужим», ни американцам, ни европейцам, что бы там ни утверждали нынешние придворные геополитики. История старой России закончилась раз и навсегда, и никакие опереточные возрождения дворянских балов, равно как и сталинских наркомов, нам не помогут. Только остальное человечество рассмешат. Да и глупо восстанавливать паровоз, когда нужен фотонный корабль. Если старый мир будет длиться, то кончимся и сгинем мы, русские. Нам - только вперед и ввысь, к звездам! К победе над Античеловечеством и «новыми кочевниками», Швабовыми исчадиями.
Чтобы создать Цивилизацию Русского ковчега, мир грядущего, нам потребны чудесные и закрывающие технологии, автоматизация и роботизация. Но разве в нашей исконной культуре, в сокровенных сказках наших, мы не встречаем мечту о них - будь то скатерть-самобранка, топор-саморуб, самосильная машина, сапоги-скороходы? Но сегодня мы получаем шанс воплотить все это. Хоть в экранопланах, хоть в нанофорах-репликаторах, которые станут создавать готовые вещи прямо из исходных веществ.
Если на протяжении череды веков русской истории светоносная традиция постоянно пробивалась наружу - пусть и сквозь большие промежутки времени - значит, она и есть та самая глубинная основа, которая только сейчас способна найти свое и технологическое, и организационно-«деятельностное» воплощение. Прежде всего - технологическое. Остается скрестить дух и новые технологии, подкрепив все это эффективными экономическими и организационными структурами.
В нашем цивилизационно-культурном коде - главная надежда на историческую Победу. В нем мы выбираем то, что относится к «линии Китежа», к Третьему проекту. К Русскому Ковчегу и Пятой империи. Это то, что относится и к Святой Руси, и к старообрядчеству, и к русскому культурному прорыву XIX века, и к Красной империи. Мы должны, наконец, доразвить эту линию, развернув ее в матрицу будущего общественного строя: Нейромира (как назвали сей новый строй Калашников и Кугушев). И самая глубинная основа здесь - матрица Святой Руси.
Святая Русь выступила предтечей Нейромира. Сергий Радонежский - один из его предвестников. А русское Православие? Иностранцы еще несколько веков назад подметили: суть отличия нашего христианства от западного состоит не в канонах, а в соотношении между проповедью и литургией. На Западе отдают предпочтение проповеди. Их священник обращается к пастве словами, вербально, взаимодействует с человеческим интеллектом, обращаясь, прежде всего, к логике, рассудку, затрагивая интересы и ценности.
У нас же главенствующую роль играет литургия. Таинственный полумрак, многогласное пение, запах ладана и теплящихся свечей, совместная молитва комплексным воздействием изменяют самые глубинные контуры психики верующих, вводят их в горние миры. Общая молитва создавала эффект, известный сегодня под названием «психосемантического резонанса». И не зря шла такая ожесточенная схватка за обряды при расколе в семнадцатом веке. Наши храмы выступают как центры медитации, коллективные психосемантические резонаторы. В них люди настраивались на духовную матрицу Вселенной, вступали в резонанс со Всевышним, черпая из него силы, смыслы и откровение. Вера придала русской душе космическое измерение.
О «ТЕХНОЦЕРКВИ»
И даже если некоторые нас - формально атеисты, то и они Делу своему и отечеству служат истово, как пламенные верующие. Мы даже создали особый феномен, своего рода «техноцерковь». Считая, что одухотворенные новые технологии и прорывные изобретения помогут нам и самим выжить, и повергнуть наземь мировое зло.
Поясним, о чем идет речь. В Советском Союзе, после Большого взрыва в виде форсированной индустриализации, превращения отличного образования в доступное для самых широких масс и подъема ввысь огромной массы прежде «низового» населения, народился целый отряд общества, каковой условно назовем «техноцерковью». То есть, людей (в основном - научно-технической интеллигенции, но попадали в сей разряд и рабочие), свято веривших в то, что наука, техника и производство - могучие силы, способные буквально создать рай на земле. Решить застарелые проклятые проблемы. Обеспечить стране историческую победу в цивилизационной схватке. Такие люди читали не Священное Писание, а прекрасные научные и научно-популярные журналы. Такие, как «Техника-молодежи» (особенно кола его возглавлял легендарный Василий Захарченко, до 1984 г.), «Наука и жизнь», «Знание - сила», «Химия и жизнь». Добавим сюда и великолепные альманахи «Эврика!» и одноименную серию книг издательства «Молодая гвардия». И телепередачу «Очевидно-невероятное». И студии научно-популярных фильмов в СССР. Все они звали в великое грядущее и показывали его лики, прославляли смелых изобретателей, творцов в науке и технике. Считали науку величайшей производительной силой и не любили советскую партхозноменклатуру, тормозившую новшества и возможности прорыва. При всей внешней атеистичности под оболочкой советского «технаря» крылся все тот же неистовый протопоп Аввакум. Такие «техноцерковники» подвижнически изобретали и трудились: в новосибирском Академгородке и научно-исследовательских институтах, академических и прикладных. На предприятиях высокотехнологичной индустрии, в самых разнообразных КБ и в центрах научно-технического творчества молодежи. А подчас - и в негосударственных, «подвальных» лабораториях и конструкторских бюро «самодельщиков».
Конечно, у такой «техноцеркви» не успели сложиться оргструктуры, не появилось своего «патриарха» и «епископов». Но пантеон «святых» возник. И там мы видим и русских Константина Циолковского, Сергея Королева, Петра Капицу, Игоря Курчатова, и еврея, ядерного академика Герша Будкера, или открывателя феномена электровзрыва Льва Юткина. Грузина, ракетчика Александра Надирадзе - и итальянца, авиаконструктора-визионера Роберта Бартини. Увы, в СССР могучую энергию такой «техноцеркви» полностью задействовать не смогли. А затем по такому отряду общества буквально косой прошлись горбачевщина и последующий развал СССР. Как, впрочем, и торжество сырьевого мародерства и деиндустриализации в 1990-е и дальше. Часть «техноцерковников» обманулась и пошла за «реформаторами», но в итоге лишилась и среды своей деятельности, и средств к существованию. Так и не получив возможности осуществить свои изобретения и передовые разработки. Остальных просто душили нищетой и безработицей. Погибли великие журналы и студии научно-популярных фильмов.
Относится к сему отряду общества и автор сих строк, считая «техноцерковь» одним из ликов русского кода. Но нас не добили. От времен СССР остались ценнейшие кадры. Возьмите хоть главу Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН, академика Павла Логачева (1965 года рождения). Сын простых медиков из кемеровской глубинки, он в 1980 году, как одаренный школьник, стал учеником физико-математической школы в Новосибирске и впервые пришел в ИЯФ тогда же. А после окончания Новосибирского госуниверситета трудился в сем центре отечественной атомной науки. Трудами и его предшественника, и его самого ИЯФ смог сохраниться даже в условиях мизерных бюджетных ассигнований в 1991-2020 годах, не потеряв уникальную производственно-технологическую базу и выжив за счет участия в международных проектах.
А если взять моего ровесника Алексея Вуля, дончанина и строителя дизелей, опережающих по характеристикам иностранные? Он сам зарабатывает на свое КБ.
Есть и новые энтузиасты, уже из тех, кто родился или формировался после гибели СССР. Для меня олицетворением их выступают глава конструкторов беспилотника-носителя малых дронов Петр Кривохижин и директор частного КБ «Око» Вадим Жернов, делающего максимально удешевленные БПЛА ближнего и дальнего действия. В условиях полного отсутствия казенного финансирования, на кооперации с другими подвижниками и на сборе народных средств. Так возрождается наше племя. А если в РФ начнется последовательная индустриализация, то рать энтузиастов науки и техники опять вырастет и окрепнет.
И в час суровый и решительный такие «техноцерковники» станут плечом в плечу с верующими.
Такова русскость с точки зрения меня, грешного…