Андрей Епифанцев
Читается она тяжело, как и любое произведение, очень реалистично описывающее трудные, малоприятные, а зачастую и просто омерзительные вещи. Книга невероятно точна и, значит, не политкорректна. За исключением «Воспоминаний грозненца» Юрия Кондратьева, описавшего жизнь в дудаевской Чечне, я не знаю иных настолько неполиткорректных и правдивых произведений о Кавказе.
В первую очередь, это, конечно же, относится к двум повестям на чеченскую проблематику. В одной из них - «Закованные в цепи» - рассказывается о рабах, находящихся в обычной чеченской семье, в другой - «Случай в Гудермесе» - описывается следование пассажирского поезда через «свободную» Чечню во время дудаевского периода. То, что в них описывается, выходит за грани добра и зла и просто самим фактом своего существования ставит себя вне рамок человеческих законов. Это то, что нужно карать жестоко, в любом случае и без срока давности.
В этом отношении интересна манера подачи материала автором - глубокие эмоциональные чувства, охватывающие читателя, возникают на фоне холодного, отрешенного повествования, сухо и как-то даже обыденно рассказывающего о совершенно мерзких явлениях, глубоко противных любому нормальному человеку.
У нас ни тогда, ни сейчас не любят говорить о том, что подобные вещи не просто происходили, но были широко распространены и повседневны. Тогда - потому, что это вызывало бы вопросы к власти - как же она могла допустить такую дикость? - сейчас - потому, что мы с Чечней теперь вроде как дружим и поэтому если люди, занимавшиеся подобными бесчеловечными делами выжили в водовороте двух войн, то никакого наказания за свои преступления они не понесли и при нынешней российской власти не понесут. Не секрет, что у нас судят только Аракчеевых и Будановых, но аналогичных процессов над чеченскими рабовладельцами, работорговцами и просто преступниками нет и, более того, в нашей нынешней системе координат их даже трудно представить.
Действие нескольких других повестей - «Смерть капитана Лебедева», «Божественное яйцо», «Месть Гасана», «Гадальщик» - разворачиваются в наши дни в Дагестане. В «Городе Ветров», описываемом автором, четко угадывается Махачкала. На фоне событий, происходящих с обычными людьми, автор описывает повседневную жизнь современного Дагестана с его характерными чертами - падением нравов общества, идущим параллельно со стремительной, зачастую напускной и лишь внешней исламизацией, криминализацией дагестанского общества и беззащитностью перед ней представителей не-титульного населения, презрительным отношением к русским, бытующим среди немалой части коренных дагестанцев, всепроникающей клановостью, напряженными и тоже неполиткорректными отношениями между различными этносами, радикализацией молодежи, дистанциированием от России и т.д.
В каждой из повестей есть интересный сюжет, позволяющих взглянуть на современный Дагестан и на наше общество с необычной стороны - русский парень, встречающийся с девушкой-дагестанкой (что само по себе очень нетипично), гадальщик-зороастрист, которого похищают боевики и требуют предсказать свое будущее, бесцельно погибающий российский капитан, чабан, уверовавший в то, что в смерти его сына виновата проститутка и убивающий ее, подростки, разыгрывающие недалекого и слепо верующего человека.
Интересно, что реально идущие глубокие политические и этнологические процессы в книге раскрываются через бытовые повседневные сцены, очень точно передающие колорит и атмосферу Дагестана. Автору великолепно удались диалоги - язык, современный молодежный сленг, манера речи дагестанцев переданы с невероятной, документальной точностью.
На первый взгляд, из этого ряда выбивается повесть «Жизнь, прожитая не зря», переносящая нас в 1920-е годы - в Дагестан времен коллективизации. Главный герой повести - Чамсурбек - коммунист и колхозный активист - убивает своего кровника - бывшего белобандита и богача, зарезавшего его отца и добровольно сдается властям, осознав, что поступил не по партийным, а по старым, отжившим свое горским законам, а значит не может служить примером для односельчан и должен быть наказан.
Сильный характер Чамсурбека, его духовная чистота и возвышенность резко диссонируют с нравами современных жителей Дагестана, по крайней мере, молодежи, их пустотой и полудикостью. Кажется странным, что такие прекрасные люди как Чамсурбек могли оставить после себя настолько никчемное и бездуховное потомство. Несмотря на позитивное название повести, сравнивая эти два поколения, приходит уверенность, что в этом смысле Чамсурбек прожил свою жизнь все-таки зря.
После прочтения книги остается чувство безысходности и опустошенности, но это не вина автора, а, скорее, его заслуга потому, что в современных реалиях подобное чувство естественно и вполне объяснимо. В книге показаны язвы общества, но не говорится как их исцелить, хотя именно это было бы интересно услышать от писателя с таким глубоким знанием фактуры. Не исключено, что автор просто не знает ответа на этот вопрос - он видит проблемы, но не знает как их разрешить. Это тоже неплохо, ибо то, что мы хотя бы начали честно говорить о подобных явлениях, это уже хорошо и уже является первым шагом к нахождению решения.
Книга Игоря Бойкова - это событие, уверен, что она будет интересна каждому, кто хочет разобраться в проблемах нашего общества, понять что происходит на Кавказе, взглянуть на себя со стороны и - чем черт не шутит! - начать понемногу переходить от вопросов «Кто виноват?» к вопросам «Что делать?»
Купить книгу можно в Москве:
“Библио-Глобус” (ул.Мясницкая, 6 /3, стр. 1);
“Фаланстер” (Малый Гнездиковский пер., 12/27);
“Историческая книга” (Старопосадский пер., 9)
И Санкт-Петербурге:
“Историческая книга” (ул. Чайковского, 55);
В ближайшее время также ожидается её поступление в продажу в “Дом книги “Москва” (ул.Тверская, 8) и “Санкт-Петербургский Дом книги” (Невский пр., 28).
http://www.apn.ru/special/article24122.htm