Ушедшие в мир иной авторы, несоответствующие стандартам учебники,

Sep 18, 2011 02:54

или Какой истории Дагестана учат в школах





Думаю, что не буду оригинальным если в очередной раз напишу про историю. Вернее даже не напишу, а выложу какие-то свои заметки и мысли, которые внезапно всплыли при разборе кучи всяких ненужных файлов слитых в папку «С рабочего стола».

Кое-что удалил, кое-чем дополнил, но все равно получилось как-то не очень связно, но все же…

История Дагестана
Сегодня каждый студент любого дагестанского вуза изучает этот предмет в течение одного семестра независимо от специальности. Но что он знает об истории региона в котором живет, придя в вуз из средней школы? Приходится  признать, что почти ничего. Да, он возможно слышал об имаме Шамиле, в последнее время о Надир-Шахе, быть может назовет пару-тройку имен дагестанских революционеров или же вспомнит кого-то из советских руководителей, вроде Абдурахмана Даниялова.

На мой взгляд, все это незнание, отчасти пренебрежительное отношение к истории Дагестана заложено школой, причем школой в самом широком понимании этого слова - не только  учитель виноват, который чему-то не научил, не только директор школы, который не спросил с этого учителя, но виноваты методисты и сотрудники того же НИИ Педагогики и Минобрнауки, которые не могут обеспечить учебный процесс качественной учебной и методической литературой.

В целом школьное историческое образование состоит из двух концентратов, а региональный же компонент строится по линейному принципу - в младших классах, насколько понимаю я, предполагается пропедевтическое изучение отдельных тем из истории Дагестана в привязке их к курсу истории Отечества.   В 8 же классе начинается последовательное изучение истории Дагестана. Для 8 класса покойным ныне проф. Р. М. Магомедовым было написано учебное пособие с древнейших времен до конца XVIII века, затем предполагается изучение истории XIX века опять-таки по учебнику покойных профессоров  В. Г. Гаджиева и М. Ш. Шигабудинова, а в 10 классе - изучается история Дагестана XX века по учебнику, составленному коллективом авторов из ДГУ. (Для 10 класса существует еще и учебное пособие сотрудника НИИ Педагогики д.и.н. А. Р. Исмаилова изданное, кажется, десятки раз - неудачная компиляция из газетных (!!!) статей автора).

Таким образом, учащиеся, покинувшие школу после 9 класса, совершенно не имеют представления об истории региона в XX веке, что не дает возможности сформироваться целостной картине исторического процесса.

Что же представляют из себя учебники по истории Дагестана? Замечу сразу, что это НЕ учебно-методические комплекты, которые могли бы включать в себя, например, собственно учебник, книгу для учителя, методические и поурочные разработки, книгу для чтения (хрестоматию), рабочие тетради для учащихся, атласы и контурные карты. Взамен всего этого многообразия НИИ Педагогики предлагает ученикам средних школ и учителям истории набор из 3-х учебников, изданных (привожу самые их последние издания) для 8 класса - в 2003 году, для 9 класса - в 1994 году, для 10 класса - в 2009 году. Кроме того, предлагается совершенно посредственная «Программа по истории Дагестана» (1997), авторами которой являются А. Р. Исмаилов и М. М. Гасанов.

Учебник

К сегодняшним учебникам предъявляется масса требований. В первую очередь учебник - это инструмент организации деятельности на уроке и вне занятий. Чтобы поддерживать активность школьников на уроках необходима огромная проработка и тщательный подбор иллюстративных материалов, карт, фрагментов исторических источников, включенных в текст учебника.  Авторский текст учебника должен легко читаться и легко запоминаться школьниками. Важнейший компонент учебника - это иллюстрации, причём не только привычные музейные экспонаты, но и нарисованные на определённую тему картинки, карикатуры, плакаты, современные фотографии. Именно они обучают детей навыкам работы с визуальной информацией. Обязательный элемент учебника - источник. Именно на основе разбора исторических источников у учащихся формируются с одной стороны первый навыки работы с текстами подобного рода и их критический анализ, с другой стороны источники не просто иллюстрируют ту или иную мыль автора, но и подталкивают школьников к мыслительной деятельности.

В дагестанских же учебниках ничего подобного нет. Изданные некачественно с точки зрения полиграфии на газетной бумаге с черно-белыми нечеткими иллюстрациями, подобные учебники могут вызывать лишь отвращение  к предмету истории Дагестан, как у учителей, так и у школьников. Отсутствие же массовой достаточно популярной литературы по курсу приводит к тому, что учебник - это единственный источник информации, а когда этот самый источник - не вызывает не то что желания его читать, но даже желания вообще иметь с ним что-то общее, то не может быть и речи ни о какой познавательной его составляющей.

Что делать?

Я, конечно, не доктор Айболит, который может предложить «лечение» любых «недугов», но на вопрос «что делать?» ответить, в принципе, очень просто. Работать. Да, пусть звучит банально, но тупо работать. Пахать я бы даже сказал.  Разогнать покрывшийся плесенью НИИ Педагогики, собрать коллектив МОЛОДЫХ (!!!) авторов, которые «от и до» разработают концепцию нового учебно-методического комплекта по истории Дагестана, напишут новую программу, а затем - и сам учебник. Попытаться внедрить в сознание школьных учителей, зашуганных поборами на курсах повышения квалификации, что история Дагестана - это один из важнейших компонентов формирования исторической и культурной идентичности подрастающего поколения. Кто будет этим заниматься - вопрос сложный, т.к. «специалистов-историков» самого разнообразного профиля у нас пруд-пруди, а тех, кто может написать действительно что-то стоящее, увы, единицы.

хистори даг

Previous post Next post
Up