"И вдруг явился глоб-троттер, этот турист-обыватель, самая ненавистная мне личность. Развалившись в моем кресле, он с нескрываемым высокомерием, которое приобрел на пять недель вместе с билетом конторы Кука, начал поносить Индию. Ведь он прибыл из Англии и, следовательно, перестал союлюдать приличия еще в Суэце". Rudyard Kipling, From Sea to Sea, 1899
Я, в общем-то, обычно не ввязываюсь в подобные дискуссии - какими-то детскими выглядят это «войны блогов». Но мелкие пакости тоже спускать не намерен…
Забавно выглядит рядом, не правда ли? Я конечно, подозревал, что я весь внутри противоречивый, но не представлял, что на столько :-)
(Спасибо
rumakina за высокую оценку! :-)
Короче, начало этой дискуссии вы можете посмотреть
ЗДЕСЬ.
А вот продолжение вы не увидите. Достопочтенный
romx его удалил, да еще и закрыл мне возможность писать комментарии, так что теперь любой читающий его блог останется в убеждении, что я по-хамски не ответил на сделанное мне предложение. А я ответил. Вот так:
- Это «кисо».
То есть, я не совсем уверен, что это "кисо", поскольку не знаю, что такое "кисо"... Но мне показалось, что Вы имели в виду меня?
Да нет, зачем же поправлять. Хороший пример того, чем профессионал отличается от любителя: первый сначала проверяет, потом пишет. Второй - сначала пишет, а потом все равно не проверяет... :-)
Вы даже цитату из Хармса ухитрились переврать... Или просто не знали, что это - Хармс?
А что до обид… На туристов-кавалеристов я давно перестал обижаться…
Ну вот, попранную истину я восстановил, и теперь давайте поговорим как раз о них: об этих самых «туристах-кавалеристах» (Категорию «путешественник» я разбирал
ЗДЕСЬ)…
(Только умоляю - не надо поддерживать меня морально, ладно? Лучше давайте серьезно поговорим об этом явлении.
Да, и обижаться тоже не надо. К нормальным людям это не относится :-)).
В общем-то, нормальное явление для открывающейся миру после долгой изоляции страны (это я о России). И поехали из нее по Яве и не только вот такие
romx с Lonely Planet в одной руке и ноутбуком в другой…
Хорошо? Хорошо. Просвещение всегда полезно, хотя почему-то достопочтенный
romx считает просветителем себя:
«Но реально убивает способность туземного населения загаживать эту природу. Правда в отличие от индийцев в прибой все же не срут, поэтому плавающий индонезийский стакан из под лапши, в месте где ты собрался искупнуться, воспринимается все же лучше, чем болтающаяся там же индийская какашка».
Любезному
romx можно было бы ответить, что не надо купаться в сортире (а это право хозяев решать, где у них будет сортир). Но это так, мелочи. Потому что намного страшнее склонность выставлять увиденному из окна оценки в таком духе:
«Чем-то [Ява] похожа на Шри-Ланку (надоедливые приставалы, обший пофигизм населения, общее впечатление от природы), но Шри Ланка заметно красивее природой, поэтому получает 4, а Ява только 3. Природы здесь как-то не то чтобы очень. Ну да, экватор, острова. Но очень уж все населено. Вот на Шри Ланке - да, там природа которая искупает все, любые минусы. (Может мне стоит тут на мотобайке проехаться? ;)» [Отвечаю: стоит. Но очень осторожно].
Ну, в общем, тоже ничего страшного. Если бы не одно «но»: все это предназначено для внешнего потребления. Героический
romx пишет не для себя, а для масс, к которым он постоянно обращается. При этом подобные оценки «природам» представляются как объективная информация - в отличие от необъективной, которую по умлочанию передают корреспонденты государственных информагентств.
А еще пишет он такое:
• Многие слова достаточно прочесть вслух, чтобы увидеть в них искаженные английские. (Это неискаженный голландский)
• Чего уж еще говорить о мусульманстве, если одно из знаменитых "фирменных" блюд суматранской кухни - свинина тушеная в пальмовых листьях. (На Суматре полно христиан).
• А еще тут совершенно огромное количество кошек. Причем некоторые вот прямо таки мне кого-то напоминают своей породой. А потом вдруг понял, да это же дикие балинезийки! (Ну вот, теперь мы нашли родину кошек. А то все мучались
ЗДЕСЬ. А это, оказывается, «балинезийки» - слово-то какое! - подгадили…)
• Язык Индонезии - так называемый(?) bahasa indonesia - есть универсальный lingua franca для разбросанной и многонациональной страны. Ведь все входящие в состав страны острова населены разными племенами, с разными своими племенными языками. На Суматре - батаки, на яве - яванцы, в провинции Ириан Джая - папуасы, на Калимантане - даяки. (Совет: только не надо говорить более чем ста миллионам яванцев, имеющих цивилизацию возрастом, как минимум, в пару тысяч лет, что они «племя», ладно? А то можно далеко не уехать - даже на мотоцикле).
• …Я пишу… о некоторых участках острова Ява, центрального, но все же одного из нескольких сотен, из которых состоит Индонезия. (Тысяч, любезный, тысяч. Более чем 17 тысяч).
Ну, хватит, наверное? Желающие могут пройтись по разбираемому блогу и найти там еще много нового. Но общая картина, наверное, ясна.
Так вот что я хочу в этой связи спросить: что это? Что это за страсть писать с подобным апломбом о мелькнувшем в окне маршрутки, представляя его себе лишь по крайне куцей справке в Lonely Planet?
А главное - кому это надо (кроме автора, конечно? Он-то явно убежден, что делает важное и нужное дело). И надо ли кому? Похоже, надо. Потому что читают. И делают вот такие выводы:
- Спасибо большое за заметки! По части Индонезии у меня сложились некоторые "подозрения", когда у Жарова читал, но что настолько - не представлял. (Мысленно вычеркиваем)…
UPD: Очень интересно, как на одно и то же явление смотрят два человека: тот, кто страну знает и понимает, и тот - кто наборот (who is who, думаю, догадаетесь сами:
1. «…тут распространено такое эндемичное попрошайничество - уличные музыканты. …Тут вообще понятие "типсов" как-то глубоко укоренено. …Можно носить на носилках или в корзинке на бамбуковой палке какого-нибудь урода или калеку. Или демонстрировать какого-нибудь ветхого старичка или старушку.
Все в дело пойдет. Или, например, "регулировать движение" на каком-нибудь перекрестке, свистеть в свисток, махать руками, и собирать на этом все те же 1000-рупиевые бумажки».
2. «…все-таки всегда поражался, как они социально-повязаны даже в плане развлечений и отдыха (+ e.g. постоянно денежка бродячим музыкантам в пробке за тонированным стеклом, аппетитный отдых в warung, опять же - для и людей небедных норма)».