ЗАЧЕМ ЛИО УБИЛИ МАТЬ РИСА или КАК СТАНОВЯТСЯ РОСОЙ (Флорес-63)

Dec 29, 2008 13:14

"О старший брат мой, наточи свой паранг, но не убивай меня сразу
Хотя он и острый, не наноси удар сразу…"
Несмотря на удивительное разнообразие проживающих на Флоресе народов, у них прослеживается масса сходных черт - в том числе, и в фольклоре. Вот ЗДЕСЬ я рассказывал о происхождении риса по версии мангарай, а об аналогичной драме у народа лио нам помогут узнать вот этот рисунок в музее Бихон-Блевут…


…и вот эта вышедшая в 1992 году книга отца Саренга Оринбао:


Читать ее самому я, впрочем, не порекомендую даже злейшему врагу, ибо написана она в характерном для индонезийской научной литературы жанре "Дывытесь, хлопци, якiй я дотошный!" В общем-то, не слишком большой подарок даже альтернативный жанр "Дывытесь, хлопци, якiй я вумный!", но тот все же покороче будет. А в первом жанре через завалы никому неизвестных и никак не разъясняемых мелочей приходится продираться по нескольку раз, поскольку каждый нюанс обсасывается с нескольких разных сторон, однако различия между этими сторонами невозможно обнаружить без специальных приборов, которых у читателя обычно нет :-(
Конкретно в данном случае достаточно привести лишь один пример: автор, сопроводивший свой труд несколькими десятками цветных фото (в том числе и с собой, любимым, на фоне чего попало), несколько раз тратит по несколько страниц на ОПИСАНИЕ территории, занимаемой различными союзами кланов народа лио, используя при этом ориентиры, лишь часть которых можно найти даже на лучших картах Флореса. При этом даже для одной-единственной карты места он не нашел… :-(
Highlights: The Ritual Murder of the Mother of Rice
Да, а проиллюстрировать эту историю помогут несколько очаровательных долин, покрытых рисовыми террасами, встреченных автором по пути из Энде в Маумере:




Как вы понимаете, такие террасы могли появиться только после принесенной Матерью риса жертвы, так что все действие нашей истории разворачивалось, на самом деле, примерно в таких декорациях, среди священных для лио гор:


Вместо присказки: и по сей день лио умирают два раза: сначала умирает тело, и они становятся духами, и лишь потом умирает сам дух, и они становятся росой…


Итак, семья Матери риса (Ibu Padi) в составе ее отца-великана Kolo Raja, матери Nua (или Biri) Kaja, ее старшего брата Mase (или Koja) Ndale, младшего брата Sero (или Lowo) Sipi (двух последних можно увидеть на первой иллюстрации) и, конечно, ее самой (причем тогда ее звали - по различным версиям различных кланов - Ine Mbu или Tono Wuju) поначалу жила в месте, называвшемся Земля древних лио (Lio Nian Gun). Надо полагать - примерно в таком вот доме:


Однажды Ine Mbu собирала в лесу дрова и поранилась. Из упавших на землю капель ее крови и родились первые на Земле ростки риса:


Но вскоре некое стихийное бедствие вынудило Ine Mbu с братьями пуститься в бегство…


…через семь мысов и восемь заливов:


Сначала они осели в местечке Masa Ndale, жители которого тогда питались исключительно корой деревьев. Нетрудно представить себе их реакцию, когда новые соседи порадовали голодающих вот такими видами, но вовсе не готовностью поделиться секретом:




Так что семье Матери риса снова пришлось бежать - на сей раз к священной горе Ндота. По пути она сама обратилась к братьям с просьбой принести ее в жертву, чтобы риса стало достаточно для всех. Но ритуальное убийство могло произойти только по прибытии к Ндоте:
"Потерпите, пока дойдем до этого места -
Большого дома, просторного зала
Подпертого и поддерживаемого гигантскими столбами
Где хранится наследие предков…"


Из прилившейся на землю крови Матери риса родился не только сам этот главный для жителей Юго-Восточной Азии злак, но и все другие сельскохозяйственные культуры (как это похоже на легенду мангарай - см. линк в самом начале!)
"Тело мое стало пеплом
Пепел стал землей…
Я росла семь ночей
Спела три месяца
Через четыре месяца я пришла в деревню…"


















P.S. Предыдущий пост в серии "Его Величество Рис" см. ЗДЕСЬ

flores, book, flora, history

Previous post Next post
Up