ЖУТКИЕ ГРИМАСЫ МОЛОДОЙ ВОСТОЧНОТИМОРСКОЙ ДЕМОКРАТИИ, а также КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТИБЕТА
Стремительная (она, вроде как, уже на Бали)
tasmania_gal поскребла по сусекам и нашла еще один пост про Тимор (уже индонезийскую часть), который раньше здесь не показывала. Ставлю его ниже практически без правки, но сначала хочу обсудить с вами один момент…
Как вы сами увидите несколько позже,
tasmania_gal попалась в ловушку, в которой до нее побывали многие: ну, никак нельзя 'raja' переводить как "король"! Во-первых, потому что даже классический раджа тянет в лучшем случае на "князь" (король - это магараджа)… А, во-вторых, потому что в Восточной Индонезии тамошний раджа правит "королевством" поменьше того, что на Яве подчиняется обычному деревенскому старосте… Да и живет намного беднее… Мне кажется, лучше так и оставлять: "раджа"… А то диссонанс некий ощущается:
"Традиционная деревня Боти расположена в горном районе Западного Тимора индонезийской провинции Восточная Нуса-Тенгара. Боти - центр королевства, в которое входят несколько деревень, всего 538 семей. На фотографии королевская семья, крайний слева - «молодой» король Бену (он стал королем после смерти своего отца). Пожилая женщина третья справа - королева-мать.
В Боти придерживаются анимистической религии, согласно которой есть Uis Neno, Бог Неба, благословляющий нас, и Uis Pah, Бог Земли, заботящийся о нас. Третий бог (не совсем бог) - Uis Tuaf - тот, кто следит за порядком в королевстве. Материального воплощения у богов нет, но есть специальное место для подношений - бетель, рис и мясо. В других деревнях исповедуют протестантство.
В деревне всегда рады гостям, можно переночевать в доме короля, познакомиться с местным бытом, задать вопросы. И, конечно, познакомиться с процессом ткачества. Ткут из выращиваемого здесь же хлопка, для окраски используют натуральные красители, да и сами жители согласно установленному порядку могут носить только одежду из собственного тканого материала.
Учить ткать девочек начинают с детства. Одной из старших девочек на фотографии восемь лет, и она уже умеет ткать. И, соответственно, может выйти замуж. Мужчина может жениться, когда у него появится свой дом. Браки заключаются следующим образом - если молодой человек и девушка нравятся друг другу, они спрашивают разрешения у короля и получают разрешение на «испытательный срок». Через три года они должны провести церемониальный обед для жителей деревни, у них должно хватить ресурсов, чтобы накормить всех. Так они доказывают, что способны обеспечить себя сами. Если получилось, их официально считают мужем и женой. Король сказал, что у всех всегда получается.
Сразу бросается в глаза, что в Боти нет проблем с питанием. Женщины и дети выглядят здоровыми. Король сказал, что работать на полях и обеспечивать себя едой - это часть нашей культуры. Поэтому это важно. С другой стороны, если дети начинают ходить в школу, они культуру утрачивают. Поэтому не все дети учатся.
Темп жизни в деревне очень и очень размеренный. Все заняты делом. Одни ткут, другие готовят еду, третьи занимаются уборкой. Электричество появилось недавно, как и телевизор - подарок от государства. При «старом» короле этих благ цивилизации не было. А при «молодом» можно и в футболке походить с рекламой политической партии.
Но процесс ткачества не меняется. В Москву едет небольшой коврик, а также сумка-авоська, с которыми здесь ходят, в основном, мужчины.
P.S. Снова m_tsyganov: Да, а свежие восточнотиморские гримасы ниже:
ПРОЦЕСС НАД ОБВИНЯЕМЫМИ В ПОКУШЕНИИ НА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОГО ТИМОРА НАЧАЛСЯ В ДИЛИ
МОСКВА, 13 июл - РИА Новости, Михаил Цыганов. Процесс над 28 обвиняемыми в заговоре с целью убийства глав государства и правительства Восточного Тимора (Тимор-Лешти) начался в понедельник в Дили - столице этого самого молодого государства Азии, сообщается на сайте австралийской радиокомпании ABC.
На скамье обвиняемых среди 27 мужчин-восточнотиморцев (в массе своей бывших военнослужащих) - также подданная Австралии 43-летняя Анхелита Пиреш, подруга убитого полтора года назад главаря заговорщиков - бывшего майора восточнотиморской армии Альфредо Рейнадо.
"Я никогда не признаю себя виновной и никогда не приму помилование, - сказала она накануне начала работы суда. - За что меня могут помиловать? За то, чего я не совершала?"
По официальной версии, группа боевиков во главе с Рейнадо 11 февраля 2008 года подъехала к дому президента Восточного Тимора Жозе Рамуша Орты на двух автомобилях и начала стрелять, после чего охрана резиденции открыла ответный огонь. Однако во многих сообщениях СМИ с места события говорилось, что подошедший к ограде дома Орты в одиночку и без оружия в руках Рейнадо был тут же убит выстрелом в упор.
В перестрелке, последовавшей за смертью легендарного на Восточном Тиморе лидера повстанцев, президент получил пулевое ранение в живот и был отправлен в австралийский военный госпиталь в Дили, где ему сделали срочную операцию, а затем доставили самолетом в Австралию для дальнейшего лечения. В середине апреля Орта благополучно вернулся на родину.
В день покушения на президента боевики также обстреляли кортеж премьер-министра этого крошечного островного государства Шананы Гужмау, но при этом нападении никто не пострадал. Группа боевиков, лидером которой после гибели Рейнадо стал Гастау Салсинья, сдалась властям в конце апреля прошлого года.
На открытие судебного процесса, проходящего под усиленной охраной, явился и отец Рейнадо, заявивший, что хочет узнать, кто на самом деле стрелял в президента Восточного Тимора и кто убил его сына, передает ABC.
Австралийский адвокат Анхелиты Пиреш Джон Типпет в беседе с радиокомпанией заявил о чинившихся ему со стороны властей препятствиях и выразил сомнение в объективности восточнотиморской Фемиды.
"В случае правильного обращения с доказательствами сложилась бы картина, радикально отличная от той, что стала доступна общественности Восточного Тимора и Австралии сейчас", - сказал он ABC.
Адвокат также потребовал "доступа к справедливости (на Восточном Тиморе) не только для тех, кто говорит по-португальски и имеет деньги, но и тех, кто (на этом языке) не говорит и не имеет денег".
Введение в качестве государственного на независимом Восточном Тиморе португальского языка, которым владеет лишь ничтожная часть его населения, создала массу проблем для основной массы жителей страны.
Расположенная в восточной части острова Тимор крошечная страна с населением около миллиона человек долго являлась колонией Португалии, пока в 1975 году не вошла в состав Индонезии в качестве отдельной провинции. В 1999 году Джакарта отказалась от управления территорией и передала ее под временное управление ООН. 20 мая 2002 года Восточный Тимор стал независимым государством.
В середине 2006 года в островном государстве вспыхнули массовые волнения после того, как тогдашнее правительство уволило сотни военнослужащих, участвовавших в забастовке протеста против, на их взгляд, чрезмерно жестких требований. После этого в регулярной армии страны осталось лишь менее тысячи военных.
Уволенные из рядов вооруженных сил солдаты разбились на враждующие между собой группы, что привело к столкновениям и грабежам на улицах столицы. Возникший вакуум власти привел также к обострению внутренних противоречий в молодом государстве, разгулу бандитизма и мародерства, террору уличных банд. Обострились и противоречия между жителями восточной и западной частей молодого государства, причем одну из групп ушедших в горы недовольных возглавил очень популярный на Восточном Тиморе Рейнадо.
Введение на Восточный Тимор более чем полутора тысяч миротворцев из Австралии, Португалии и ряда государств Азии частично нормализовало обстановку, однако свыше 150 тысяч жителей островного государства до сих пор остаются в созданных ООН лагерях для временно перемещенных лиц, а безработица среди молодежи достигает 80%.
Бывший премьер-министр, лауреат Нобелевской премии мира Жозе Рамуш Орта стал президентом этой страны после первых в ее истории выборов в мае 2007 года в результате "рокировки" с ее первым президентом, а ныне - главой правительства Шананой Гужмау.
UPD 07.09: Дополняю балладу о тиморском бардаке Краткой историей Тибета по версии М.Цыганова: Кстати, о демократиях молодых и не очень. Вот как трактует историю Тибета словарь Брокгауза и Ефрона: «Буддийское теократич. государство, с иерархией, во главе кот. стоит далай-лама, но как кит. вассал; многочислен. низшие священники (ламы), монахи и монахини. Главный город Лхаса (Хласса). Т. прежде было царство, находившееся под влиянием буддийск. священников; с IX в. зависим от Китая; с XIV в. господство далай-ламы. 1903-04 в Т. была послана британская экспедиция, выдержавшая неск. стычек и добившаяся выгодного для англичан соглашения».
А вот так БСЭ: «Накануне победы народной революции в Китае тибетские власти порвали все контакты с гоминьдановским правительством, а 4 ноября 1949 так называемое Великое собрание, состоявшее из представителей правительства, монастырей и чиновников, официально провозгласило независимость Тибета. 20 января 1950 правительство КНР сделало заявление по тибетскому вопросу, в котором охарактеризовало действия тибетских властей как сепаратистские и предложило Лхасе направить своих представителей в Пекин для переговоров. В октябре 1950 части Народно-освободительной армии Китая начали продвижение к центральным районам Тибета. Тибетское правительство приняло предложение правительства КНР и 23 мая 1951 в Пекине между представителями правительства КНР и властей Тибета было подписано "Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета", которое предоставляло Т. право на осуществление национальной автономии в составе КНР. Во 2-й половине 50-х гг. обстановка в Тибете обострилась. В марте 1959 вспыхнуло восстание в Лхасе, 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. После подавления восстания в Тибете была организована система военно-контрольных комитетов. В 1965 был создан Тибетский автономный район».
А теперь своими словами: буддистский монах работать не может и не должен. А если государство состоит из одних монастырей, то как быть? Правильно, завести рабов, которые и будут - как явствует из самого этого слова - работать. Злые китайские коммунисты рабов освободили. Из-за чего монахи начали недоедать и недопивать, а также протестовать и восставать (и протестуют и восстают до сих пор). А поскольку они (монахи) умные, ходят в таких сексапильных одеждах (даже Гиру понравилось) и умеют разговаривать на иностранных языках, то их слушать всем интересно. А потому их слушают. Точно так же: поскольку рабы не сексапильны и иностранными языками (равно как и прочими достижениями культуры - некогда им, видите ли!) не владеют, то их слушать неинтересно. Поэтому на них всем плевать…
Никаких параллелей с тиморской историей не наблюдаете?