Чем славится балийская культура? 6: ЖИВОПИСЬ

Jan 26, 2010 09:03

"В отличие от таких искусств, как театр, музыка и скульптура, живопись мало проявляла себя как живое искусство в ходе нашего первого посещения Бали. За исключением раскрашивания артефактов для повседневного использования и скудных декораций для храмов, балийцы рисовали картины лишь двух видов: ider-ider, полоски хлопка ручной выделки в фут шириной и длиной 15-20 футов, которые вывешиваются во время праздников под крышами; и langse, широкие раскрашенные холсты, используемые как портьеры или занавесы. …Картины часто отображали сцены из мифологии, эпизоды и битвы из эпосов, но сцены из повседневной жизни были редки, а современная тематика не встречалась никогда". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937


Как вы уже могли заметить, все рассказы о занятиях в Культурном центре ибу Вивик ( ИНДЕКС) я стараюсь сопровождать подробной справкой о соответствующем направлении балийского искусства. Здесь я этому обыкновению изменю - потому что пока не выполнено данное уже давно обещание показать основные стили балийской живописи на примерах съемок в ведущих галереях и музеях острова (уж очень много времени это требует, хотя сами съемки уже сделаны).
Но я непременно выполню это обещание - и достаточно скоро. И мнения авторитетов относительно деталей мне понадобятся там… Так что здесь самое удачное место для того, чтобы поговорить, наконец, подробнее о том, какую революцию произвел наш соотечественник Вальтер Шпис ( ИНДЕКС) в балийской живописи менее чем 80 лет назад…


Думаю, каждый, кто посещал картинные галереи и просто магазинчики Убуда, да и просто рынки "настоящего Бали" (см., например, ЗДЕСЬ) с трудом поверит рассказу Мигеля Коваррубиаса. А между тем, до Шписа дела обстояли именно так…


Что до самого урока живописи у ибу Вивик, фото которого я этот рассказ иллюстрирую, то имейте в виду, что в жизни он, скорее всего, затянется - не так-то просто нарисовать даже ученическую картину за один день…








"Лишь старые картины демонстрировали навыки и вкус, современные же, продававшиеся в лобби Bali Hotel, были грубыми, нарисованными наспех и характеризовались печальной скудостью предмета. Живопись как бы остановилась в развитии, лишившись спроса со стороны самих балийцев и страдая от недостатка свободы выражения". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937


"Лишь изредка нам встречались нарисованные со вкусом картины, и причиной этого был систематический и механический способ их изготовления: художник-маэстро рисовал общие очертания, а в конце наносил завершающие штрихи, предоставляя раскрашивание своим детям и ученикам. Однажды в Гелгеле - центре традиционной живописи - двое детей художника ожесточенно спорили, когда один из них окрасил обнаженные части фигуры синим и настаивал на том, что так и надо". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937


"Художник был скован во всем: в своих темах, в своих прототипах, в своих композициях и даже в использовавшихся им цветах, светлая охра для кожи утонченных персонажей и более темная коричневая для плохих; ювелирные украшения должны быть желтыми, одежда - синей или красной, реже - желтой или зеленой". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937
<

"Как и скульптура, живопись пережила освободительную революцию после того, как мальчики из окрестностей Убуда [интервью с князем Сукавати о Шписе - ЗДЕСЬ] начали рисовать картины в "новом стиле". Это были любопытные сцены повседневной жизни на фоне балийских ландшафтов и деревенских видов, смесь реализма и формальной стилистики с наивными фигурами простых балийцев: женщины, кормящей цыплят; мужчин, работающих в полях; кремации и танцы - темы, которые балийские художники никогда ранее не затрагивали". Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937


"Это быстро развилось в более зрелый, натуралистичный стиль, давший новый урожай замечательных художников, каждый из которых обладал определенным личным стилем… Этих художников опекали Шпис и голландский художник Бонне, которые покупали их картины и обеспечивали их материалами - вместе с тем, чрезвычайно осторожно избегая оказывать на них нежелательное воздействие - и помогая им продавать свои работы в музее Денпасара"… Miguel Covarrubias, Island of Bali, 1937


И только после этого стали возможны картинные галереи и просто магазинчики Убуда, да и просто рынки "настоящего Бали", о которых я уже упоминал выше… :-)
И теперь уже не русские учат балийцев писать, а совсем даже наоборот. Вот так:








И снова спасибо всем моделям и ибу Вивик!


Примечание: и уж конечно, ниже - вовсе даже НЕ ролик о том, как надо рисовать балийские картины. Это - ролик о том, как даже вполне взрослым тетям НРАВИТСЯ рисовать отдаленно напоминающие балийские картины :-)




Вместо эпилога: "Современное балийское искусство "на экспорт" очаровывало гостей и коллекционеров со всего мира уже много десятилетий и оно обычно намного популярнее традиционных, священных и ритуальных произведений, которые балийцы первоначально производили для себя. Следует, однако, понимать, что, хотя оно и отражает многие западные и прочие влияния, современное балийское искусство имеет важные традиционные корни". Hedi Hinzler в: Periplus Guide to Bali, 2005

P.S. Маленькая аллюзия на тему о качестве инструкторов, подобранных Ибу Вивик. Обратив внимание на лицо учителя рисования, …


…позже проверил свою догадку, подойдя познакомиться.
Все верно: одно из имен звучало как "Агунг"… Кшатрий, значит… Причем не простой, а из князьев…

UPD 29.10.10: Как записаться на урок - см. ЗДЕСЬ

culture, bali, спецтуризм, art

Previous post Next post
Up