В общем, на похороны вождя деревни Праилиу (начало рассказа
ЗДЕСЬ) я не попал. Но справедливость в мире все-таки есть! Потому что на них попала (неожиданно для самой себя) хорошо известная вам
tasmania_gal, которая, правда, вслед за сумбанцами доверчиво называет его "раджей" (напомню: "раджа" в Восточной Индонезии обычно означает на практике "староста деревни"). Но это не беда. Главное, что похороны вы все-таки увидите:
"Нет, это не раджа. Это один из слуг, которых раньше хоронили вместе с раджей, хотели они этого или нет. Согласно сумбанской религии марапу души (духи) принесенных в жертву на похоронах отправляются вместе с умершим в загробный мир, чтобы и дальше служить ему верой и правдой.
30 августа был похоронен раджа деревни Праилиу Umbu Djaka, один из влиятельных и уважаемых людей на Сумбе. Я попала на церемонию похорон случайно, а, увидев его фотографию, даже расстроилась. Полгода назад я купила книгу про индонезийский текстиль, в ней была его фотография в традиционной одежде. Я фотографию запомнила. Приезжаю и узнаю, что он умер. Умер в апреле прошлого года, так что на организацию церемонии похорон ушло довольно много времени.
По форме церемония напомнила похороны в Тана Торадже (см.
ЗДЕСЬ, а балийские нгабены совсем недавно были
ЗДЕСЬ). Приходили мужчины...
…садились перед входом в дом, им предлагали бетель.
Женщины несли дары - ткани.
И организованно проходили в дом.
Животных вели. Они упирались. Догадываетесь, почему?
Свиней помечали краской, чтобы знать, от кого.
Распорядители следили за порядком, т.к. на похороны приехало по разным данным от 1000 до 3000 человек. Обратите внимание на традиционную одежду. Ее узор и цвет указывают на деревню, в которой живет человек.
Пока мужчины жевали бетель и думали о вечном, группа избранных вела то, что называется luluk.
Один скороговоркой говорил текст, смысл которого - высказать уважение к покойному и поблагодарить гостей за то, что пришли. После каждой части текста другой очень громко выкрикивал Mallo! , что значит "ОК" или "Так и есть!"
Женщины в это время плакали. Справа от гроба сидят слуги, про которых речь шла выше. Сейчас их в жертву не приносят, но как бы хоронят вместе с раджой. А до церемонии они месяц сидят у гроба, как дань памяти.
В изголовье - вдова раджи.
Все это время - а групп гостей было очень много, с восьми утра до двух приходили - другие гости терпеливо ждали на улице. На заднем плане саркофаг (мегалит), который приготовили для умершего раджи.
И с удовольствием фотографировались. Женщины все больше были в черных саронгах и в традиционных для этого региона бусах anahidda.
Мужчины вырядились куда краше. И позировали еще с большей охотой. Кстати, нигде в Индонезии я не видела такого разнообразия типажей лиц.
И такого разнообразия... тканей :)
.
Дальше зачитали список журналистов, которым разрешено зайти в дом. Я тоже пошла. Семья прощалась с раджей.
Слуг перед кульминацией церемонии покормили. Скоро им придется облачиться в специальный наряд и притвориться мертвыми. Как будто их хоронят вместе с раджей.
Петух - символ раджи - ел сам :)
.
Параллельно священник (-ца) в модных босоножках на шпильке молилась и собирала деньги на содержание церкви.
Группа мужчин с желтыми ленточками на груди готовилась приносить в жертву буйволов (и не только). Группа мужчин с красными ленточками на груди будет выносить гроб.
Полиция выстроила оцепление. И правильно сделала.
Принесенных в жертву животных уволакивали на задний двор. Одного за другим.
Лошадь - символ раджи - украсили тканями с рисунком, характерным для данной деревни. Ее поведут во главе процессии, за портретом раджи.
Лошадь идти не хотела. Слишком много людей с фотоаппаратами. Полиция вытаскивала журналистов в первый ряд, чтобы а) хоть как-то можно быол снимать и б) чтобы не затоптали.
Выносят слуг. Одной стало плохо еще в доме. Но все остались живы и здоровы :).
И петуха вынесли. Его в жертву не приносили.
Наконец вынесли гроб. Фотоаппараты-мыльницы защелкали со всех сторон. Женщины плакали.
Обратите внимание, какие разные лица:
Три раза процессия обошла саркофаг. Народ поступал все ближе и ближе. Полицейские еле сдерживали толпу. Сделали последний круг. Гроб был помещен в могилу под саркофагом, стены которой были обиты тканями с традиционным для деревни узором.
Четверо слуг сидели рядом в окружении других. И здесь я реально почувствовала, что обстановка такая, что принести их в жертву было бы... Правильно не подходящее слово. У меня было стойкое впечатление, что их таки похоронят с раджей. А заодно и пару журналистов, чтобы они вели хронику его загробной жизни :).
Предпоследний, важный и тяжелый этап. Бетонные плиты нужно переместить, закрыв могилу. Все ждут.
Решают, кто с какой стороны подойдет, за какой канат будет тащить.
Для удобства будут использовать палки...
и тросы
Человек двадцать участвовало. Наконец, удалось.
Правда, не совсем ровно. Но переделывать будут уже завтра.
На плитах уже лепестки цветов.
К могиле раджи дети возложили венки.