МАЛУКАТ - РИТУАЛ ОЧИЩЕНИЯ В ИНДУИСТСКИХ ХРАМАХ НА БАЛИ
Мария Николаева: "Целитель Маде рассказал во время одного из омовений, что он часто возит в Тирта-Эмпул (где это и что это - см.
первый пост) своих пациентов. Однажды после сеанса целительства он возил туда балийку, которая страдала от боли в костях и кричала по ночам (между тем, врачи уверяли, что она здорова). Во время омовения она тоже временами принималась плакать, но зато потом ей, наконец, полегчало. С тех пор она регулярно туда ездит для поддержания позитивного состояния. Маде объясняет это тем, что вода сотворена силой бога Индры, посему она чудотворная. Омовение успокаивает даже самого Маде, когда поток пациентов доводит его самого до перенапряжения.
Ритуальное очищение обязательно перед входом в индуистский храм для проведения церемонии, но оно может быть и главной целью посещения отдельных храмов на Бали.
Небольшие родники есть почти при каждом храме (иногда используют только окропление святой водой), а мощные природные источники становятся центром храмов для омовения.
Омовение - это не просто купание, а именно ритуал очищения, который необходим как в случаях болезни и тяжелой ситуации, так и перед торжествами и радостными событиями.
Балийцы проводят церемонии трижды - перед погружением в источник, …
…в процессе омовения …
…и после выхода из воды в главном храме.
Сами церемонии представляют собой молитвенное обращение к богам с цветами в сложенных ладонях и приношение даров.
Самый известный храм на источнике, куда приходят прежде всего с целью очищения, это Тирта-Эмпул в полутора часах езды на север от Денпасара. Вода стекает в огромные бассейны через множество небольших источников. Балийцы приходят обычно большими семьями, и территория храма всегда полна народа.
Перед входом в воду снимается вся одежда, кроме
саронга, который мужчины наматывают на поясе, а женщины завязывают над грудью. В Тирта-Эмпуле надо пройти через множество источников в двух бассейнах, помолившись перед каждым, погрузившись в него с головой и испив потом воды (11 маленьких глотков). Среди них два особых предназначены для омовения трупов, а живые их пропускают.
Омовение может ощущаться как душевное облегчение и духовное раскрытие, но оно может оказаться и экстремальным опытом. Я неоднократно видела, как балийцы впадают в транс прямо в бассейне, несколько женщин теряли сознание под струей воды, другие оставались под водой так долго, что обеспокоенные родственники силой вытаскивали их обратно, а иные (пришедшие для исцеления от болезни) закатывали настоящие истерики.
После омовения следует переодеться в сухую одежду (тоже традиционную, но уже не один только саронг) и провести церемонию в главном храме. В Тирта-Эмпуле обычно есть священник, который читает молитвы и в конце окропляет молящихся святой водой. Впрочем, при его отсутствии балийцы проводят церемонию сами, хотя в важных случаях им приходится ждать священника хоть часами - терпение балийцев воистину безмерно.
Менее известное место для омовения - небольшой водопад возле деревни Тегалаланг в получасе езды от Тирта-Эмпула.
Там нет бассейна, а просто сверху скалы бьет три очень мощных струи, под которые балийцы встают в полный рост с головой, причем проводят под водой зачастую очень долго.
Храм тоже очень маленький - священника там почти никогда не бывает, и при желании правильно очиститься его следует привезти с собой.
Балийцы исключительно толерантны, и если вы делаете все в соответствии с традицией, то никто не будет вам препятствовать в намерении совершить такое омовение. Другое дело, что изучить все тонкости иностранцу довольно сложно, поэтому без священника ему уж точно не обойтись. Туристов обычно привозят просто посмотреть, как это делают сами балийцы, однако у нас уже есть опыт проведения туров с полным погружением в воду.
Ритуал очищения через окропление святой водой принимает самые разные формы у балийских целителей. Я уже писала
ЗДЕСЬ об одной из таких креативных версий, когда в большом сосуде с водой настаивается груда цветов, а потом эта цветочная каша под молитвы выливается на пациента. Эффект такого очищения сравним с ритуалом в храме, да и проводится он обычно в домашнем храме или непосредственно перед храмом.
На Были священными считаются не только источники, но и океан и озера, а ритуальное омовение в океане даже проводится как праздник. С целителем Маде мы проводили церемонии омовения в океане индивидуально для желающих.
В таком случае после ритуала подношение остается на берегу, освящая участок океана прямо перед ним, и нужно находиться в воде не менее часа.
Хотя ритуал выглядит просто, прошедшие очищение испытывают облегчение.
Традиция ритуального омовения, разумеется, пришла вместе с индуизмом из Индии. Аналогом полного погружения в воду могут послужить горячие источники в высокогорье Гималаев, например, одно из важнейших мест паломничества - Бадринатх (храм Вишну). Многие садху сидят днем в таком бассейне часами. Для паломников пройти омовение тоже необходимо, чтобы очиститься после тяжелой дороги перед входом в святилище.
Интересно также, что храмы на балийских источниках обычно посвящены богине Ганге - священной для индуистов реки в Индии. Там существует традиция паломничества к истоку Ганги, вытекающей из-под ледника на высоте около 4000 метров. Правоверные индуисты не мешкая полностью раздеваются, чтобы погрузиться в святой исток, хотя вода в буквальном смысле слова ледяная, а некоторые садху живут на леднике в пещерах.
Омовение в Ганге совершают также и в других святых местах, расположенных ниже по ее течению. Целые толпы паломников наводняют два легендарных городка - Ришикеш и Варанаси. Первый служит отправным пунктом для Чатур-ятры - паломничества в четыре главных храма в Гималаях, перед которым нужно омовение. А второй - это всеиндийское чистилище, где на берегу полыхают кремационные костры, а пепел сбрасывают в Гангу.
Ритуальное омовение исторически предшествует медитации, что особенно хорошо видно на примере буддийской випассаны (просветления), где сам «человек» воспринимается как «поток» состояний, которые протекают сквозь него, тогда как он сам «пустой» - то есть «чистый». Обнаружение чистого основания происходит в буддийской медитации, а ритуал омовения помогает верующему достичь этого состояния в балийском культе Шивы-Будды.
Хотя мне предпочтительнее практика медитации, я с удовольствием совершаю малукаты, обучая в свою очередь балийцев випассане, к которой они естественно восприимчивы.
UPD от Марии: После завершения книги о балийском индуизме и исчерпания для себя его возможностей я остаюсь на Бали, но переключаюсь в исследованиях на его буддийскую составляющую и работаю
по своим программам