Мария Николаева продолжает рассказ о целителях Бали (
ИНДЕКС):
"Хотя я уже отошла на Бали от всякого целительства, у меня скопилось немало материала о целителях, довольно популярных и «колоритных», так что я готова им поделиться.
Это будут известный русским интуитивный массажист Циркус (Чангу), …
…раскрученный как «гуру» Маде Сумантра (Убуд) и автор книги по йоге Геде Камаджая (Денпасар).
Вообще, все балийские целители делают нечто похожее - а именно переливают энергию из пустого в порожнее, но каждый на свой лад - кому что нравится.
Циркуса знают многие, и я сама была о нем наслышана именно от русских, прежде чем удосужилась с ним познакомиться, а потом и поработать вместе. Он обитает недалеко от Чангу-клуба, и обычно в его доме толпится народ в «живой очереди», в основном балийцы, поэтому всех принимают за подаяние. Судя по количеству людей, за день он пропускает несколько десятков человек - массаж делается прилюдно на глазах у всех ожидающих.
Выглядит он непритязательно - покуривает, посмеивается, да еще и кривой на один глаз. Однако это никого не смущает, ибо слава у него безусловная, даже ученые для исследований ездят (так он мне сказал, по крайней мере). Расправляется он с каждым обычно очень быстро, точно определяя, что именно нужно сделать и сходу все «вправляя» на нужные места...
Когда я привела к нему свою клиентку Маргариту в контексте программы тура, причем по предварительной договоренности, как культурный балиец он решил «поломаться» и заявил, что никого не принимает, а идет в храм. Впрочем, после такой заставки он организовал едва ли не двухчасовой сеанс (заворачивая всех приходивших, дескать: занят, церемония). Маргариту массажем не удивишь - она объездила весь мир и всегда обращается к самым лучшим специалистам. Поначалу, глядя на его ухмылки, она даже, как женщина скорая на суждения, произнесла: «Ладно, все ясно, пойдем...» Я попросила ее «уважать балийскую культуру» и набраться терпения, что себя оправдало. Стоило ему только уложить ее на покрывало и сделать первые движения, она оценила: «О, это специалист!», а уже ближе к концу добавила: «Если бы его в Москву - там бы очередь стояла!»
Однако по ее оценке массаж был очень болезненный, ибо он очень точно определял самые проблемные места, да еще отвлекал шутками, чтобы заставить расслабиться и добраться поглубже. Видимо, отсюда и «циркус»... На себе не пробовала - как йог никогда не делаю никаких массажей.
Каждый балийский целитель проводит так называемый «малукат» - очищение водой с цветами. Циркус его делал после массажа в качестве омовения, но еще ранее я сводила Маргариту к целителю в пятом поколении Маде Сумантре специально ради очищения, а потом и еще несколько иностранцев, пройдя этот ритуал вместе с ними.
Обычно сначала делается энергетическая диагностика - Маде проверяет состояние чакр по силе их ответа на энергетический посыл, …
…затем подбирает соответствующие мантры и замачивает цветы.
Перед очищением и после него проводится богослужение перед алтарем домашнего храма.
Как целитель довольно утонченный, он делает очищение дифференцированно, направляя струи воды точно на определенные участки головы и тела, а не просто окатывая из ковша (как я наблюдала ранее у другого Маде). Вообще, для балийца он продвинутый в плане понимания разницы между религиозной (ритуалами и молитвами) и духовной (медитация и прочая внутренняя работа) практиками. Среди его учителей (кроме дедушки целителя) даосский мастер, кундалини-гуру и пр. Его часто приглашают в Японию, Австралию, Сингапур - но сейчас он сосредоточен на развитии своего центра в Убуде.
Более фрагментарная встреча была у меня с Геде Камаджаей на целительском форуме в Убуде, где он проводил обычное балийское исцеление руками и заряжал воду энергией.
Когда число ожидающих своей очереди достигло нескольких десятков человек, он прекратил индивидуальную работу, а усадил всех вместе, сел напротив и стал давать энергетический поток на все честное собрание.
Впрочем, поскольку я решила тоже на себе это дело испробовать, как для иностранки он сделал исключение и уже после всех попросил меня подойти отдельно. Поскольку я здорова, сослалась на стресс (так в тот день вышло по компьютерной диагностике). Он возвел одну руку к небу, а вторую направил мне на сердце и начал «качать» божественную энергию свыше в мое бренное тело. Потом он констатировал: я подарил тебе цветок лотоса в сердце, через несколько часов он распустится.
Ладно, это все хорошо, цветов - чем больше, тем красивее... Правда, на форуме он не просил никакой платы, а вот для моих знакомых нечто подобное стоило около пятидесяти долларов. Потом я еще как-то видела его книгу по кундалини-йоге, и возможно еще многого о нем не знаю, а балийцы явно реагируют на него позитивно.
Вообще, я практически не имею дела с целительством, даже с аюрведой (в связи с йогой) соприкасаясь очень опосредовано. Еще двадцать пять лет назад, когда советские врачи диагностировали, что на мне нет живого места и болеет каждый орган, я догадалась от них избавиться, и с тех пор живу совершенно здоровой жизнью (что, кстати, подтвердило то компьютерное сканирование всего организма). Как известно, «секрет здорового тела не в том, что ты для него делаешь, а в том, чего ты для него не делаешь» (заповедь пути воина). Целитель превращает человека в «размазню», которая совершенно не понимает, отчего она болеет и почему ей полегчало. Соответственно, отсюда и постоянные клиенты, ибо поддерживать собственное здоровье такой человек не в состоянии: его подлечили, какое-то время это держится, а потом все съезжает обратно, и он снова идет за помощью. Подход духовной практики, разумеется, совершенно иной, и основан он, прежде всего, на чувствовании своего тела и понимании, что и почему с ним происходит, а это дает шанс осознанной коррекции, результат которой никуда не денется, ибо сам «знаю, как».
Но балийцы вообще помешаны на целительстве, и это часть их ритуальной культуры, где мало осознанного, а все даруется богом через священника за некое подношение".
UPD:
Духовный учитель свежеиспеченной индуистки Джулии Робертс