"Эта асфальтовая дорога прямая и безупречная. Автомобиль несется по ней без тряски. Этим она сильно отличается от полного выбоин и ухабов участка транскалимантанского шоссе от г.Нунукан (Вост.Калимантан) до Паланкараи (Цент.Калимантан). Местные жители называют эту дорогу "шоссе Паланкарая-Танкилин". Но 70-летний Гардеа Шамсудин зовет ее "Русской дорогой". 2009
Стыдно… Приведенный выше эпиграф позаимствован из нелюбимой мной индонезийской газеты "
Компас". А автор
ЭТОГО БЛОГА нашел даже "бабушку Лену", строившую эту дорогу…
Тогда как в шибко развитом Рунете мне удалось обнаружить только упоминание о строившейся СССР "сети автомобильных дорог на Калимантане" в
статье Путина от 2007 года и замечание в
БСЭ о том, что "на о. Калимантан автомобильные дороги прокладывались при участии СССР (1966)".
На фото выше - другая дорога, от Баликпапана до местечка Лохджонан (см. также карты ниже). Упоминаний в Интернете об участии в ее строительстве советских инженеров мне не удалось найти вообще нигде. Но жители Восточного Калимантана вспоминают об этом уверенно…
Чтобы вам стало лучше понятно, о чем дальше пойдет речь в этом очередном введении (см.
ИНДЕКС по Кутаю): мы оказались в одной из ЛУЧШЕ ВСЕГО освоенных человеком частей третьего по величине острова планеты Калимантан; в той, где уже в IV веке н.э. существовали государства; в той, где во вторую мировую войну шла очень серьезная драка между союзниками и японцами за нефтеперерабатывающие предприятия Баликпапана (было, за что!) На карте ниже изображен лишь небольшой южный кусочек (примерно в четверть всей ее территории) всего лишь одной из четырех на этом острове индонезийских провинций (Восточный Калимантан; а есть еще Западный, Центральный и Южный):
Вдобавок на том же острове (вот вам он целиком - а метка на
ЭТОЙ КАРТЕ воткнута в тот самый город Баликпапан) расположились еще два самых больших (размерами чуть ли не с весь Малаккский полустров каждый) малайзийских штата - Саравак и Сабах (в Малайзии этот остров называют "Борнео"), а также самостоятельное, хотя и небольшое третье государство - Бруней.
Итак, небольшая и относительно (по калимантанским меркам) развитая и густонаселенная часть. Но все же посмотрите, как мало дорог на карте выше… И как они - практически следуя за реками - огибают не столь уж высокий горный хребет… Прежде всего, за рекой Махакам (вот этой самой с огромной дельтой на востоке карты) общей протяженностью в 920 километров (о ней мы еще поговорим не раз).
Короче говоря, вся жизнь здесь до сих пор течет преимущественно по этим самым рекам. Преимущественно - по их нижнему течению (выше обычно - пороги)… Тогда как в верховьях творятся интереснейшие вещи (см., например,
ЗДЕСЬ). Честно говоря, я до сих пор убежден, что там до сих пор существует множество обширных районов, где ни разу не ступала нога человека. Ни обутая, ни в своем первозданном виде…
Но вернемся в Баликпапан (вот он с воздуха):
А теперь давайте покажу вам его новенький аэропорт (да! опять новенький! Очень много аэропортов построено в последние годы по всей Индонезии - см.
ИНДЕКС')
Даякские орнаменты на крышах сразу подскажут, что мы уже на Калимантане:
А теперь проедем по названной в честь отцов-основателей независимой Индонезии 120-километровой дороге "Сукарно-Хатта" от Баликпапана до Лохджонана (примерно три часа), откуда до столицы района Кутай-Картанегара (снова см.
ИНДЕКС) города Тенгарон (см. карту выше) останется еще с полчаса-час езды вдоль реки Махакам.
А чтобы не было скучно смотреть фото, еще несколько цитат из "Компаса" о том, как строили на Калимантане "Русскую дорогу" (только помните, что на фото другая, ладно?)
"В 1960-е годы российские инженеры построили дорогу длиной в 34 километра от Паланкараи до Танкилина. Эта дорога остается лучшей на всем транскалимантанском шоссе, по которому корреспонденты "Компас" проехали вместе с представителями министерства общественных работ. Стабильность ее конструкции объясняется тем, что российские инженеры предварительно удалили слой торфа".
"Найти другого свидетеля строительства "Русской дороги", который хотел бы рассказать об этом, нелегко. 80-летний общественный деятель Центрального Калимантана Сабран Ахмад говорит, что многие участники работ по созданию "Русской дороги" скрывают это. Это - следствие политики "нового порядка", чернившего все, от чего попахивало порядком старым. А дорога, которую строили российские инженеры, относится к эре Сукарно.
"До этого здесь стояли густые леса. С деревьями во-о-от такой толщины", - говорит Сабран, полностью разводя руки".
"Мы потом уже не строили такие хорошие дороги, как "Русская", хотя с тех пор прошли уже десятки лет. Посмотрите: построенные в последнее время на Калимантане дороги быстро приходят в негодность", - говорит Вибово - сотрудник министерства общественных работ из Банджармасина.
(На фото: ремонт участка дороги после оползня)
"Весь слой торфа на протяжении трассы был удален. "После снятия торфа, было создано что-то вроде русла реки. Затем его заполнили камнем, песком и плотной землей", - рассказывает Сабран".
(А вот здесь этого не сделали. И болота подходят вплотную к дорожному полотну).
"17 декабря 1962 года основание "Русской дороги" было завершено. В последующие годы создавались системы дренажа, дорогу укрепляли и асфальтировали. Работа шла медленно, но результаты были великолепными.
На самом деле, планировалось строительство 175-километровой дороги - через Паренгеан, Сампит и Панкалан-Бун, … которое, однако, было остановлено в начале 1966 года. Так что построили лишь 34 километра".
"По мнению Вибово, строительство дороги по российской технологии обошлось в три раза дороже по сравнению с теми, которые применялись позже и в настоящее время. "Однако служат такие дороги в пять раз дольше, чем наши", - замечает он.
Уж очень наш народ любит быстроту. Быстро завершаем, быстро и ломается…"
Ну вот, уже почти приехали:
А в просвете уже видна река Махакам…
UPD: Ну вот, опять... Стоит затронуть тему, как тут же...
В общем, опять муссируется тема о
переносе столицы в Паланкараю.
ЗДЕСЬ возражают.