ОРАНГУТАНЫ-13: Совсем КАК люди - или совсем люди?

Feb 14, 2011 03:00

"Поразительно, что самая умная обезьяна так мало отличается от самого мудрого человека". Linnaeus, Systema Naturae, 1766  
"В части умственных способностей фундаментальных различий между человеком и высшими млекопитающими не существует". Charles Darwin, Descent of Man, 1871


Но вскоре об этом мнении забыли. "Ни один западный биолог или антрополог в начале 1900-х не выступил с идеей изучения поведения приматов на воле", - пишет ван Шайк…


Многие считают, что главное отличие человека от других высших приматов заключается в том, что только люди пользуются инструментами. Допустим на секунду, что это так. Тогда представьте себе, что выводы об уме человека делают на основании его поведения в клетке - куда его засунули без всяких инструментов и материалов для их изготовления…


Но можно и не зверствовать особо. Потому что, на самом деле, приведенное выше мнение ничего общего с истиной не имеет: даже дикие орангутаны ( ИНДЕКС) не просто используют, а специально изготавливают для решения тех или иных задач множество самых разных (в том числе - и достаточно сложных) инструментов, а уж в неволе они вообще способны общаться с людьми при помощи компьютерных клавиатур. Впрочем, об этом высшем пилотаже мы поговорим позже, а пока начнем с более базовых - но и более важных! - навыков.
Кстати, вы помните, что в распоряжении орангутана - не только четыре руки, но и чрезвычайно подвижный рот, которым тоже можно делать уйму чего полезного?

image You can watch this video on www.livejournal.com


"Некоторое всеобщие способы применения инструментов - строительство гнезд, метание ветвей, обрушение мертвых деревьев - характерны для всех орангутанов", - пишет ван Шайк. 
Да, о гнездах. Вот такой вот неказистый вид этого сооружения, когда вы смотрите на него снизу и издалека, обманчив:


"Это серьезное дело начинается с выбора подходящего места. Не все виды деревьев имеют равные шансы для того, чтобы оказаться удостоенными сомнительной чести быть избранными для строительства гнезда. Наиболее часто предпочтение отдается тем, что имеют особую архитектуру: множество отходящих от главного ствола горизонтальных ветвей и большие мягкие листья… Само гнездо опирается на несколько крепких ветвей, которые надламываются и затем подтягиваются назад, чтобы образовать платформу в основании. Затем в это платформу втыкаются или искусно вплетаются более короткие ветви. Наконец, добавляются покрытые листвой веточки, которые образуют мягкий матрас… Если собирается дождь, то добавляется съемная крыша… Эти крыши настолько хороши, что мы наблюдали орангутанов, гордо выходящих из-под них совершенно сухими после серьезного ливня. В некоторых местах орангутаны могут даже строить гнездо-над-гнездом, чтобы защититься от дождя". van Schaik 
Не забудем и об условиях, в которых все это делается.
"Строить гнездо из ветвей и листьев на высоте во много метров над землей очень сложно, а построить достаточно прочное для того, чтобы оно было способно выдержать вес тел орангутана особенно тяжело", - напоминают Каплан и Роджерс. 


Некоторые виды инструментов - применение рычагов для взлома термитников, палочек (а точнее - кисточек, поскольку один из концов часто разжевывается) нужной длины и ширины для извлечения меда - не всеобщи, но все же распространены очень широко. А вот некоторые встречаются очень редко.
"Представим себе наивного орангутана, вознамерившегося исследовать мир в поисках его съедобных богатств. Если его первая попытка завершится столь же неприятным опытом, как и мой [речь идет о попытке извлечь семена фрукта чиминган - "ложный дуриан", Neesia; РИСУНОК - защищенные снаружи твердой оболочкой, а внутри нее - множеством острых, как бритва, усиков], он может после этого начать постоянно избегать этот фрукт. И, действительно, мы знаем несколько популяций орангутанов, где никто и не притрагивается к чиминганам. Но есть такие места, где некоторые смелые и сильные орангутаны (в основном, взрослые самцы) получают доступ к семенам, взламывая створки и осторожно выбирая один слой семян. А есть и места, где …все местные красные обезьяны пируют месяц за месяцем, поскольку они проводят эту операцию намного более эффективно - с использованием инструментов…" van Schaik


Каким образом та или иная культура орангутанов передает новым поколениям накопленные технические знания (а ведь такая их передача как раз и является критерием наличия культуры) мы тоже поговорим позже. Пока что для нас важнее, что орангутаны способны не только сознательно применять, но и целенаправленно изготавливать инструменты (именно сознательно - инструменты используют и пауки, но вот это ключевое слово характерно только для высших приматов).


Ван Шайк отводит их описанию почти целую главу, пересказывать которую здесь нет смысла. Для нас сейчас важно узнать - и запомнить! - что:
• палочки для вскрытия чиминганов отличаются по размерам
• инструменты часто изготавливаются заблаговременно;
• когда инструмент оказывается непригоден для решения конкретной задачи, на месте может быть произведена корректировка или сделан новый;
• их изготовлению молодые орангутаны учатся несколько лет…
А вот и вывод: "Наблюдавшееся нами поведение заставляет предположить, что мавасам [так называют орангутанов на Суматре] сначала необходимо принять решение относительно необходимости изготовить инструмент… После этого они решают, какие размеры он должен иметь в данном случае, и, исходя из этого, выбрать ветку нужной толщины. Длина определяется наугад, и если она слишком велика, то инструмент подгоняют. Сознательное использование инструментов - никаких сомнений!" van Schaik 
Бируте Галдикас описывает случай, как в орангутан в реабилитационном центре долго таскал бревна и сучья к ручью, чтобы потом построить из них мост.


Кто-то будет пытаться объяснить это инстинктами?
А уж в неволе орангутаны творят настоящие чудеса: они не только способны выучить язык жестов (со "словарем" в 140 знаков), но и сами изобретают новые, а также объединяют их в последовательности ("дать"-"банан"; "придти"-"еда"-"есть" и т.д.) 
Но самый яркий пример, на мой взгляд, это не раз демонстрировавшаяся орангутанами способность научиться указывать на предмет не только рукой, но и движением глаз. 
"В познавательном плане это чрезвычайно важный и впечатляющий шаг, - пишут Каплан и Роджерс. - Он указывает на преднамеренную передачу информации и самосознание. [Даже] чтобы следовать за взглядом другого индивида необходимо понимать, что он смотрит на что-то другое".


Но и это не предел. Те же Каплан и Роджерс рассказывают историю молодой самки Джуди, помещенной в реабилитационный центр Сабаха после долгого общения с людьми. 
"Когда мы встретились, ей было пять лет. …похоже, ей больше нравилось быть с людьми, чем с другими орангутанами или, что более естественно, самой по себе. …Несмотря на ее сильную привязанность к людям, ей пришлось пройти через реабилитационную программу. Это означает, что после долгого периода приспособления к лесу вокруг исследовательской станции, ее надо было отвести глубоко в центральную часть заповедника и оставить там.


…она дала лишь небольшую фору служителю и вернулась на станцию вскоре после него. …В ходе четвертой и последней попытки сотрудников исследовательской станции у Джуди родилась новая идея. Она решила сократить путь. Из точки освобождения она задворками выбралась на дорогу к остановке автобуса. Усевшись там на скамейке, она в одиночестве ждала появления автобуса. Тот ехал к исследовательской станции с несколькими пассажирами, однако передние сиденья были свободны. Автобус остановился, и водитель открыл дверь. Он был добр, не имел предрассудков в отношении орангутанов и понял ее желание сесть в автобус. И даже не стал настаивать на оплате. Так что Джуди не пришлось долго возвращаться пешком. Она вошла в автобус и без малейшего колебания или какой-либо неуверенности уселась сразу за водителем. Потом она спокойно сидела там все время, пока автобус ехал до станции. Когда по прибытии двери открылись, она вскочила и бросилась прямо на станцию".
Говорить Джуди все же не стала - а вдруг заставят работать? :-) Но принудительно освобождать ее больше не пробовали…
- Ну да, - скажет читатель, - мало ли чему можно научиться у людей….


Но ведь в лесу дикие и никогда общавшиеся с людьми орангутаны заранее знают, когда в нескольких километрах от них начнет плодоносить то или иное дерево - и направляются к нему в нужное время и по прямой. Для этого требуются память, способность к умозаключениям, пространственное мышление… и даже навыки планирования.
В общем, как показали исследования, орангутаны способны делать практически все, на что способен человеческий пятилетний ребенок…
"Применение инструментов, изготовление инструментов, мышление и планирование, военные действия, язык, совместная охота - все это, как сейчас считают, существует (хотя, возможно, и в упрощенных формах) и у наших человекообразных предков. А в последние несколько лет к этом списку добавили и культуру: признано, что нечеловеческие виды имеют выраженные географические вариации поведения, поддерживаемые благодаря передаче посредством социального обучения (т.е. не генетическими средствами)". van Schaik

Но об этом мы поговорим через пару недель…

kalimantan, fauna

Previous post Next post
Up