"Ни у одного короля никогда не было такого подданного". Генрих V о лорде-мэре Лондона, сжегшем долговые расписки короля на костре, разведенном из корицы и гвоздики
Сейчас нам просто невозможно понять, какую роль играли пряности в жизни людей в древности и в средние века. Чтобы понять, надо, как минимум, сравнить, надо найти какой-то современный аналог, а его в наши дни просто не существует.
Пряности призывали богов и изгоняли демонов, исцеляли болезни и предотвращали эпидемии, служили намного более эффективным, чем золото, средством оплаты и даже международных расчетов. И, конечно, ими давали взятки: подобную практику французских судов высмеивали еще Расин и Мольер.
Кстати, знаете полный титул британского короля Якова I (1566-1625)? "Король Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, острова Эй и острова Рун"! (King of England, Scotland, Ireland, France, Puloway and Puloroon: pulau (читается - пуло) по-индонезийски означает "остров", а Эй и Рун - два крошечных кусочка суши в море Банда на Молукках, где Британии ненадолго удалось закрепиться в XVI веке. Длина Рун - две, а ширина - всего полмили). Комментарии, думаю, излишни.
Highlights: Importing from Paradise
Тоже кстати: именно с последним островком связана одна из самых удачных, на мой вкус, шуток истории. После того, как в ходе второй англо-голландской войны нидерландский флот под командованием де Рюйтера нанес англичанам поражение и, ворвавшись в Темзу, угрожал Лондону, британцам пришлось подписать 31 июля 1667 г. крайне унизительный для себя Бредский договор. По его условиям, Голландия закрепила за собой завоеванный ей к этому времени остров Рун (а также Суринам в Южной Америке). Чтобы это не выглядело откровенным грабежом, Лондону бросили кость - Новый Амстердам в Америке. Нынешний остров Манхэттен…
Пряности были МЕЧТОЙ. Одна из версий ирландской поэмы XIII века "Земля Кокэйн", утверждала, что там во рты людей сами залетают уже приготовленные жаворонки, приправленные гвоздикой и корицей…
Смешно? Тогда вот как описывал Рай Святой Петр Дамиан, епископ и Учитель Церкви (1007-1072): "Текут потоки меда, источая аромат пряностей"…
А как вы думаете, зачем Колумб взял в свою экспедицию переводчика с иврита и на него? Он был уверен (о том же говорят и книги в его библиотеке), что плывет в Рай на земле… (и, возможно, был не так уж далек от истины :-) Подробнее о том, как Колумб с Кортесом упорно искали Рай в Америке будет отдельный пост).
Впрочем, обожествление пряностей началось задолго до рождения Христа. Епископ Палладий в середине четвертого века писал о полученном от жителей Крита рецепте приправленного пряностями вина, которые, по их словам, им в свое время даровал Дельфийский оракул.
А сколько упоминаний о пряностях можно найти в Библии! Просто перечитайте Песнь песней… Или Евангелия от Луки и Иоанна, в которых рассказывается, как обращались со снятым с креста телом Христа…
Кстати, о пряностях упоминает и сура 76 Корана, в которой гурии преподносят праведникам сдобренное имбирем вино - уже в мусульманском Раю. А великий мусульманский богослов аль-Табари (839-923) писал, что когда после изгнания из Рая Адам плакал от раскаяния, его слезы превращались в драгоценные камни и пряности, ставшие утешением человечеству после первого грехопадения.
Впрочем, это уже было потом…. Знаете, как переводится имя главного божества финикийцев Ваал-Аммон? "Господин благоуханного алтаря"…
Короче, пряности были божественными. Их не только уподобляли нектару и амброзии, их очень часто СЧИТАЛИ именно ими.
И это несмотря на свое прозаическое название! Ведь эти характерные сушеные нераскрывшиеся цветки, растущие на небольшом (его высота редко превышает 12 метров) вечнозеленом дереве Syzygium aromaticum (aka Eugenia caryophyllata), ассоциируются с "гвоздями" не только в русском языке, но, к примеру, и в китайском ("душистые гвозди"). А в английский и французский это слово (clove/clou) пришло из латыни, на которой clavus означает то же самое.
Но запах! До того, как морские плавания были опошлены вонючими пароходами, опытные моряки утверждали, что чувствуют приближение к "островам пряностей" задолго до того, как те появлялись на горизонте - по запаху…
Еще позже - в средние века - экстракты гвоздики и корицы использовались для того, чтобы облегчить страдания заболевших чумой (кстати, о лекарственном применении гвоздики и перца писал еще ни кто иной, как Беда Достопочтенный (около 673-735 гг.) Впрочем, здесь он всего лишь выступал преемником такого авторитета, как живший во втором веке н.э. один из самых знаменитых врачей и естествоиспытателей древности Гален.
А уже затем смесь из растертой высушенной гадюки, гвоздики, мускатного ореха и мейса предлагал в качестве средства от старости не кто иной, как монах-францисканец Роджер Бекон (1220-1292).
Представления об понятиях "пряность" и "лекарство" были настолько идентичны, что в итальянском языке до сих пор одним из названий фармацевта является слово speziale.
Кстати, вообще древние римляне мне почему-то милее греков. Может быть, потому, что, по свидетельству историков, они имели обыкновение каждое утро жертвовать оберегавшим их семейный очаг ларам и пенатам благовония и гирлянды цветов, как сейчас это делают на Бали.
…знаете, каким годом лично я бы датировал конец "эпохи пряностей" в истории человечества? 1937-м. В этом году британский король в последний раз получил от мэра корнуольского городка Лонсестэн ренту в сто шиллингов и фунт черного перца…
Продолжение следует
ЗДЕСЬ ЕЩЕ о ГВОЗДИКЕ:
Описание Франсишку Серрана Родина - Сев.Сулавеси? На Флоресе