Когда-то на
занятиях мы для большей наглядности воспроизводили этот опыт с "подтягиванием" точек эннеаграммы к вершинам треугольника, вычитанный у
Рассела Смита, при помощи обыкновенной резинки, какую обычно вставляют в трусы, и канцелярских кнопок.
Вдруг пришло понимание, принцип стал очевиден: ФА "подтягиваем" к вершине, СОЛЬ, ЛЯ и СИ тянутся вслед за ней, как на резинке, вследствие чего СОЛЬ становится точно посередине, ЛЯ сама собой совмещается со второй (то есть третьей) вершиной, а СИ "съезжает" со своего "законного" места. Затем мы "сдвигаем" СИ обратно, возвращая её на место, а кажущийся несуразным увеличившийся промежуток между ЛЯ и СИ - это ведь то самое место, где должен находиться пропущенный седьмой обертон. Стоит обратить внимание, что тоническое трезвучие ДО - МИ - СОЛЬ (то есть основной тон, пятый обертон и третий обертон) вместе с отсутствующим седьмым обертоном и малый вводный септаккорд СИ - РЕ - ФА - ЛЯ после всех этих манипуляций располагаются симметрично, образуя как бы крест и трапецию соответственно.
ДО
РЕ
МИ
ФА
СОЛЬ
ЛЯ
7-й обертон
СИ
ДО
192
216
240
264
288
312
336
360
384
192
216
240
256
288
320
-
360
384
Между прочим, вспомогательную информацию, позволившую мне разобраться в этом вопросе, я нашёл не в каком-нибудь толстенном справочнике по музыкальной акустике, а в
книжке для учащихся старших классов.
Вот так и бывает: сначала другим объясняешь-объясняешь, весь раздувшись от чувства собственной умности, а потом, глядишь, не прошло и четырёх лет - и сам начал что-то понимать.
Да, как вы, несомненно, уже догадались, я жидомасон и иллюминат. Не вижу больше никакого смысла это скрывать. Ха-ха-ха-ха-ха!