Знаменитая фоменковская "Бесприданница" отсмотрена. :)
Наконец-то, звёзды сошлись, и я мало того, что получила давно ожидаемую классику с небольшой долей авангарда, чтоб зритель не заскучал, но и начала понимать героев Островского. Вообще Островского с листа я воспринимаю не очень чётко, естественно всё понимаю, что написано, но герои настолько схематичны для меня, что за ясными внешними поступками не вижу характеров. Так было и с "Бесприданницей", зачем Карандышев, что там Лариса, какой такой Паратов... непонятно. А "Жестокий романс" я, признаться, никогда не любила, фальшивым он мне казался, чувствовала, что герои там не те. Вот у Фоменко они те, и Лариса, и Юлий Капитоныч, и Харита Игнатьевна. Ах, какие герои!
Такая разная, сама себя не понимающая Лариса, взбаломошный, вздорный, избалованный, наивный ребёнок. Я подозревала, что Полина Агуреева хорошая актриса, но не подозревала, что она настолько хороша. А как поёт! Целый романс а капелла - зал не дышит. А монологи, когда зрителю так и хочется крикнуть, остановить, вмешаться, чтоб не наделала глупостей. Большая находка для зрителя и режиссёров.
И тут же - Карандышев, мелкий, жалкий, беспомощный человечек, ослеплённый любовью, который всех боится и никак не может поверить своему счастью. И это всё Евгений Цыганов играет, можете себе представить? Совершенно чудесно играет, и отношение к Ларисе, и пьяный монолог и последний диалог с Ларисой - ах, как он её уговаривает! Совершенно без ненужного надрыва, с чувством, с пониманием, но при этом так по-детски, вроде как с мамой, чтоб она не сердилась на разбитую чашку и купила новую игрушку. (Мягков в "Романсе"... нет, совсем не то.)
К Паратову - Илья Любимов - больше всего претензий у зрителей, как я, почитав форумы, поняла. А мне он вполне понравился, к внешней прекрасности так и вовсе претензий нет, но текст путал и скороговорками говорил. :-( (Да, да, я придираюсь, только два раза такое было, но помилуйте, фестивальный спектакль, лучшие номинации, всё жюри Золотой Маски в зале - какие могут быть оговорки?!)
Остальные герои тоже замечательные, и купцы (ох, и гад этот Мокий Пармёныч, просто дьявол-искуситель, и простачок Вожеватов тоже хорош гусь), и Харита, и тётка Карандышева, и слуга из кофейной - просто песня.
Сама постановка совершенно восхитительна, мне всё понравилось, и активное использование зала, через который актёры время от времени выходят на сцену, и теневые силуэты, и декорации, а какой цыганский хор - просто чума. :) Особенно порадовали отдельные режиссёрские находки, как, например, мятая белая шляпа на Робинзоне в первом его появлении на сцене - явный намёк на Михалкова, и зритель думает, что перед ним Паратов. :)) А продолжение спектакля, когда действо уже кончилось, зрители выходят из зала, а цыганки продолжают петь старинный романс, ну, мол, вас к чёрту, как мы устали, спать, спать, спать. Очень позитивно. :)) Ну, и более серьёзные вещи, как, например, представление Ларисы как игрушки: Паратов её таскает просто как куклу (у меня в какой-то момент реально возник вопрос, когда Полину успели поменять на куклу), полное ощущение, что у него в руках куча тряпок, и после убийства Карандышев её именно как сломанную игрушку волочёт по сцене... Это сильно.
А вообще спектакль, оказывается, вызывает большие споры и считается не лучшим в репертуаре театра и не вершиной постановочного мастерства Фоменко. Я, честно, только один недостаток нашла - спектакль очень длинный, первое действие 2,5 часа идёт, посему внимание иногда рассеивается, и представление чуть провисает. Однако всё отмеряно точно, как в аптеке, только возникает мысль посмотреть на часы, каааак - бумс! - и ты уже снова весь на сцене, внимаешь.
Кроме того, безумно понравился сам театр, видно, с какой любовью он сделан и с каким тонким расчётом на нужды свои и зрителей. Совершенно восхитила публика, очень много молодых людей, все одеты абсолютно непафосно, не ежедневно, но без апломба, и видно, что пришли именно спектакль посмотреть, а не куражиться, что они, мол, в театре, как в МХТ иной раз с публикой случается. В МХТ публика вообще пошумнее будет. ;)
Очень устала сегодня и невероятно хочу спать, так что прошу прощения за ошибки и нелогичности. Ежели есть вопросы - отвечу. :)
ПС. В апреле решила всё-таки отдохнуть от театра, дабы глаз не замылился и чувства не притупились. Но до конца сезона ещё хотела бы раза два-три в театр сходить. Во-первых, возникло непреодолимое желание увидеть Безрукова на сцене. Во-вторых, давно пора вернуться в некогда самый любимый Моссовет, посмотреть, чем нынче живёт театр.