(no subject)

Sep 26, 2018 09:42

О РЕВИЗИОНИЗМЕ

.
Входит генерал в валенках; шинель на красной подкладке переделана в халат.

Исаак Бабель

«Собачье сердце» задумано как «Шинель» наизнанку. Машинистка, бегущая в подворотню <…> ноги холодные, в живот дует, повторяет судьбу несчастных титулярных советников, коих всё спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц. А мотив пошива воротников из кошачьего меха:

.
     - Что ж вы делаете с этими... С убитыми котами?
     - На польты пойдут, - ответил Шариков, - из них белок будут делать на рабочий кредит

и:

.
   Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но всё же издали можно спутать

отсылает к:

.
    Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую, какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу.

Почему «наизнанку»? Место маленького человека, незлобивого каллиграфа, занял недочеловек Полиграф Полиграфович. Воспринимая происходящее по Розанову:

.
    С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес. Представление окончилось. Публика встала. Пора надевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Hо ни шуб, ни домов не оказалось,

Булгаков сообщает новому Башмачкину черты Смердякова1.
     В «Темных аллеях» барин Николай Алексеевич встречает бывшую крепостную Надежду, которая выросла в господском доме и которую он много лет назад соблазнил и бросил. Ей придано и портретное сходство с Катюшей Масловой: обе - полногрудые брюнетки с легкой походкой, Катюша - прижитая от проезжего цыгана, Надежда (в 48) - похожая на пожилую цыганку. Своему соблазнителю Надежда напоминает, что называла его Николенькой (любимый толстовский деминутив2). По-толстовски подаются переживания Николая Алексеевича: Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда.
     Но. Если Катюша не умела беречь деньги и мстила Нехлюдову своим саморазрушительным поведением, то Надежда, как рассказывает барину кучер, ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост дает. И барин, вспоминая о романе с ней, больше не находит повода для раскаяния: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.
     Превращая Башмачкина в Смердякова и Катюшу Маслову в старуху процентщицу3, авторы XX в. берут под сомнение моральные императивы XIX в. Vive l'ancien régime, но без постылого комплекса вины перед униженными и оскорбленными.

Таковы и русские западники: хотят видеть Россию частью Запада, но несентиментального, в пробковом шлеме и со стеком.

___________

Дионисий-Ареопагит учит, как постигать Бога, пребывая в Божественном «пресветлом сумраке» (hyperphôtos gnophos), - путем удаления всего, что не есть Бог; так красота статуи обнаруживает себя, когда отсекают лишнее (De myst. theol. II). Это-то поучение и отразилось в прологе к «Возмездию»:

.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль4 ясность Божьего лица.
...
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.

Поколение поэтов «после ГУЛага», не слишком искушенное в богословии, услышало в призыве Блока манифест прекраснодушия. Лев Лосев сделал Блоку жестокий реприманд от лица жертв репрессий:

.
Нет, лишь случайные черты
прекрасны в этом страшном мире,
где конвоиры скалят рты
и ставят нас на все четыре.

В полезности «сотри» усомнился и Всеволод Некрасов:

.
сотри случайные черты

три четыре

сотри случайные черты

смотри
случайно
не протри только
дырочки

Относиться к блокоборчеству можно по-разному5, но трудно отказать арлекинаде Некрасова в изобретательности. С дурашливой добросовестностью он начинает стирать случайные черты уже в самом призыве их стереть: сотри случайные черты, а остаток: три е черты доводит до осмысленного высказывания - сигнала к началу действия: три четыре. Какого действия? По стиранию случайных черт. Однако именно случайных, не то повторится ситуация, описанная автором «сотри» в другом его сочинении: Бумага лопнула. Арлекин полетел вверх ногами в пустоту.

__________________

1 О родстве Шарикова со Смердяковым см.: Клейман Р. Мениппейные традиции и реминисценции Достоевского в повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Достоевский: Материалы и исслед. 1991. Т. 9. С. 227 и далее; Жолковский А. Инвенции. М., 1995. С. 32-44.

2 Николеньки: Болконский, Иртенев, Иртеньев, Левин, Облонский и Ростов.

3 Ср.:

- Славная она, - говорил он, - у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней  перебывало. Только стерва ужасная...
      И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь.
   - Баба - ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает. <…> Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя.

4 К сведению издателей: запятая перед иль обязательна, поскольку здесь это не разделительный союз, а пояснительный.

5 Напр., так: «С неменьшей очевидностью Блоку был ведом и „страшный мир“, доступный нашему опыту в сумме „случайных черт“, обнажающих лишь „сумрак неминучий“. Какими бы ни казались стихи Блока постсимволистскому поколению и его адептам, одно очевидно: внутренний мир Блока сложнее и трагичнее, чем у любого из его молодых ниспровергателей» (Арьев А. «Table-talk» // Звезда. 2012. № 12. С. 187).

булгаков, бунин, достоевский, вс. некрасов, zoo, блок, гоголь, лосев, vgl, толстой

Previous post Next post
Up