Продолжая изучать эпоху Романтизма, я постоянно сталкиваюсь с главной целью презрения романтиков - филистерство (обывательщина). Тезис требует пояснений.
Во-первых, в вышеприведённом тезисе сама формулировка «цель презрения» является неверной: обыватель ни в коем случае не может быть целью романтика (даже в негативном контексте, в качестве цели ликвидации). Обыватель не является целью, ибо находится по ту сторону романтического мировидения вообще. Но. Находясь по ту сторону, он активно пытается попасть в поле зрения романтика. Это надоедливая мошкара, внезапно появляющаяся удручающая тень.
«Романтизм начинал с сатиры на филистера; в нем романтизм усматривал пошлую, заурядную действительность, противоположность искомой истинной, высшей реальности. Романтик ненавидел обывателя. Но выяснилось, что филистер любил романтика, и в таком отношении превосходство было, очевидно, на стороне филистера», - пишет Карл Шмитт в работе «Политический Романтизм».
Во-вторых, «филистеры» (немецкое) происходит от слова «филистимлянин». Употребляется в романе Пушкина по отношению к Ленскому (который, кстати, сам считал себя романтиком). А самый известный филистимлянин - это великан Голиаф, которого в Ветхом Завете победил Давид.
Интересно, что романтики в итоге синонимизировали следующий ряд: обыватель, филистер, бюргер, мещанин…
Кто же они такие - обыватели, филистеры, мещане, бюргеры и прочие «аромантичные» («а-романтичные» - более точно, ибо «анти-романтичные» означает противостояние, а приставка «а» - изначальное отсутствие) ничтожества?
Шопенгауэр определял филистера как того, кто не получает эстетического наслаждения от искусства. Лев Николаевич Гумилёв считал обывателя человеком с нулевым уровнем пассионарности.
На мой взгляд, здесь работает метод Канта: цель или средство? Те, для кого искусство - средство, а не цель, обыватели.
То же самое касается поэзии. Если человек (а таких, например, в Донецке, подавляющее большинство) не ставит в центр своего бытия поэзию, относится к ней как к чему-то «дополнительному» - это никакие не поэты; в лучшем случае - обычные стихотворцы. В лучшем случае.
Для поэта поэзия - высшая и последняя цель. Потому не может вызывать иного чувства, помимо презрения, количество обывателей, называющих себя «поэтами», хотя, на самом деле, они не являются даже стихотворцами. Это графоманы, решившие, что написанное ими представляет художественную ценность, при этом не имеющие даже понятия о силлабо-тонической системе, не умеющие рифмовать.
Наконец, женщины, называющие себя «поэтами», а не «поэтессами» - это из серии половых девиаций, но не имеет отношения к искусству.
Что можно посоветовать таким людям (а в Донецке я знал только одного человека, которого могу назвать без оговорок поэтом - это
Игорь Галкин, ушедший от нас в 2016 году, имя которого замалчивается окололитературной средой)? - Просто прекратить заниматься не своим делом. Прекратить множить призраков.
Кстати, чтобы понять, что такое истинная поэзия, читайте подборки
здесь,
здесь и
здесь.