... Как-то раз
platonicus и
a_bugaev заговорили о некоторых сквозных темах у Щербакова. Возможно, этот разговор будет небезинтересен и другим любителям Щ.
platonicus… я как раз что-то о Щ. думал - о приеме "противотемы" и о тематической связи "Natura non facit saltis", "Флейтиста" и "Русалка, цыганка..."
a_bugaevага, очень связанные они
из одного мира
platonicus NNFS и "Флейтист" связаны темой "преемника" - "того, кто будет петь после меня"
а "ты" в "Русалке...", появилось у меня подозрение, - это он же
a_bugaevда, похоже
причем не просто преемник, а другой, более высокий
platonicusВ Русалке - да, во Флейтисте - наоборот
В Русалке это вообще м.б. кто-то вроде булгаковского Иешуа
a_bugaev во Флейтисте наоборот, но это оттого, что там взгляд не к нему, как в NNFS (от себя - к нему, снизу - вверх), а ровно в противоположном направлении
в ту самую темноту внизу
а в Русалке - горизонтально
а что о противотеме?
platonicusа противотема - это вот: - в "Русалке" два первых куплета построены так:
"Она и я созданы, чтобы делать А - но делаем и будем делать В - а жаль"
но этот "неправильный" выбор исподволь насыщается словами и понятиями, в эстетике Щербакова положительными (виднее всего с Петербургом и с творчеством)нечто в этом роде было в "Корчме", где "плохой" персонаж оказывается - в некотором смысле - авторской декларацией
а размышляя надо всем этим, я заодно заметил, что "Флейтист" забавно сцеплен не только с "В белой мгле" (что очевидно), но еще и с Цветаевой ("Напрасно глазом, как гвоздем")
и что "недра" vs "облака" значат одновременно "ад - рай" и "могила, где плоть - небеса, где дух"
кстати, "В белой мгле" просто служит предысторией героя "Флейтиста" - потому ему и "не привыкать стать" к этим картинам
a_bugaev да, верно
а я их как-то не сопоставлял
platonicusмежду прочим, это значит, что для него смерть сродни творчеству, - как бы повторение предвосхищающего ее творческого опыта
a_bugaev и последнее главное творение - это шаг в черноту?
может, все-таки взлетишь?
platonicus не факт, что последнее
"Он нас с тобою, флейта, озолотит"
"Пока валторна смолкнет, колокольчик распоется"
a_bugaev но ведь какое-то решающее
птоому что дальше - налетели черные, выбили балансир
platonicus а вот это не похоже, что про смерть
это про срыв, который не убивает, но унижает (шарканье, полусогнутые)
a_bugaev ну да - не смерть, а неудача и падение
то есть - не взлетел
цирк отступил, началась оперетта
platonicus ага
хотя при этом - см. ту цитату из Ницше, про канатного плясуна
http://a-bugaev.livejournal.com/357356.html?thread=1681388 ...
a_bugaev а кстати, мне у Щербакова много где видится этот взгляд сверху
с высоты, иногда даже как бы с неба
(почему-то у меня все пространственные метафоры на первый план выступают)
platonicusзевая, лететь гастролером...
a_bugaev"подо льдом замерзает залив..."
тут не сказано, но явно взгляд сверху
platonicusда? а мне кажется, что с берега, только видно хорошо (я про залив)
a_bugaev а у меня это всегда было как бы с высоты
масштаб там уже не бытовой, а шире
a_bugaev а вот и с самолета:
"Часом позже, в аэроплане
...
Рдеют цифры на мониторе, минус семьдесят за бортом,
и в окне голубое море покрывается снегом и льдом.
Стерлядь - чудо, златым как уголь глазом блещет из полыньи,
турбулентность идет на убыль, Нотр-Дам говорит "Bonne nuit!"
platonicusздесь - конечно
но ведь тут никакого особого охвата нет - только облака, обычный вид из иллюминатора
вбок, не вниз
a_bugaevа в этой вещи противопоставляются не только Москва и Париж, герой и Сартр
но - повседневность, горизонтальный быт "А попробуй-ка без засовов под густой коммунальный лай..."
и - мансарда с видом на Нотр-Дам
то есть высоко, над уровнем земли, над бытом
где есть творчество и нету этого вот коммунального лая, нет соседей с музыкой из "Чибиса"
то есть это не физическое пространство, но в первую очередь символическое
platonicusну там вообще трудно отделить реальный пласт от ирреальных потенций, мечтаний и проч.
a_bugaevмне кажется, для Щ. разомкнутое пространство - это что-то особое
вроде и мечта, постоянное стремление, этот морской горизонт, небо, густая тирренская синь...
но открытое пространство - это и страшно
пустота, чернота внизу
там в пределе - один, на карте полушарий
сам по себе на земле
"В таком, как этот край, меня поди поймай.
Не зря он с высоты похож на чертёж."
...
"Почти или уже ты сам на чертеже
заметен не любым глазам по зиме.
Ты сам минутный шум, невнятная молва,
зачёркнутый никем топоним.
Оно пока светло - ещё куда ни шло,
а ночью на земле ты сам по себе".
platonicus любопытно
над этим как раз я не думал
a_bugaev но вот что-то не приходит на память - есть где-то в текстах ощущение уюта и радости - в замкнутом пространстве?
platonicus "Дом - не дом, а сказка..."
a_bugaev ну а тут же парабола Лобачевского?
platonicus так это кораблик-молодость по параболе, а мы-то в доме с водкой и клубникой
a_bugaev но ведь с самого начала:
Ой, чистое окно! За окном - воля
...
бывало, выглянем, а он, красавец, там летит, -
и значит как бы всё в порядке, с Новым годом вас!
и поезд во Францию
ну и тем более:
"А всё же мне бы на него, хоть изредка,
поглядеть бы наяву, хоть издали."
и вот при этом условии - уже водка и клубника
platonicus Воля за окном нужна, но уют-то в доме
Кстати, и в "День словно в стороне висел..." тоже парадоксальным образом уютно
a_bugaev значит, уют возможен. но при наличии этой перспективы, хотя бы и за окном
тогда уже не обязательно, как в ранней молодости, самому шагать по дороге, или плыть неутомимо
platonicus "где-то мир, а где-то дом, сад и сыновья"
a_bugaev но - я, конечно, не вернусь
platonicus вообще надо бы пробить у него "дом" по конкордансу
a_bugaev то есть речь не о том, что дом не нужен - наоборот
но - с перспективой за окном, с горизонтом
и при этом - бегство и осознание обреченности бегства
от "Другого обращения к герою" и до "Гони сто сорок вёрст..."