Судьба и Сила (часть I)

Jun 11, 2020 15:00


Простак и Зануда были давними приятелями. Вместе они обучались у мастера Ху Сыма искусству школы То-да Сё. Однажды Простак повстречался с колдуном Абы Кабы и подпал под его чары. С того времени пути друзей разошлись. Зануда остался при мастере, а Простак принялся постигать тайное учение школы Нито-ни Сё, которое передавал колдун.


Пытался Простак и Зануду увести за собой:

- Прежде я считал учение мастера Ху Сыма высшим, но теперь познал более совершенное. Оставь старика учителя и пойдем вместе в обучение к Абу Кабе.

- Чему же такому может научить меня этот колдун, чему не научит старый мастер? - поинтересовался Зануда.

- Как жить в полную силу!

- Что значит «жить в полную силу»? - спросил Зануда.

- Это значит - жить жадно! - выпалил Простак. - Вот мы с тобой как раньше жили? Покойно да пресно. Довольствовались тем, что само придет, а прочего желать избегали. А ведь жизнь - такой редкий дар, и потерять ее так просто! Поэтому нужно успеть насладиться этой жизнью сполна. Нужно броситься в самую ее гущу и загребать обеими руками все, что тебе захочется и что ты сможешь взять. Если удовлетворишь десять желаний - на смену им придет сто. Ублажишь сотню - придет тысяча. И покуда тебе есть чего хотеть в этой жизни, ты не умрешь. Мы жили, сокращая желания, а надо их умножать. Ведь если быть по-настоящему ненасытным в жизни, то для смерти не останется места. И значит, ты будешь жить вечно.

- Речи твои стали такими шумными, как если бы кто бил в пустое ведро половником, - возразил Зануда. - Люди, конечно же, умирают не от того, что им больше нечего пожелать в этой жизни. Многим жизнь в тягость, но они продолжают жить. Другие хотели бы продлить свои дни, имея множество замыслов и желаний, но умирают, так и не осуществив задуманного. И с чего вдруг эти разговоры о вечной жизни?

- Колдун задал мне при встрече вопрос, на который я не знал, что ответить. Тогда я пошел к старику Ху Сыму и спросил его о том же: «Почему я?». Но старый мастер промолчал. Тогда я объяснил ему, подумав, что он не понял вопроса. Я сказал ему: «Вот был человек и не стало его. И все, что окружало этого человека и составляло смысл его жизни, вроде бы осталось. Но как не стало того человека, то и непонятно, зачем все это и что оно для ушедшего значило. И невозможно ни человека того вернуть, ни узнать, для чего ему все то, что после него осталось, нужно было». Но мастер продолжал молчать. Тогда я спросил его: «Вот люди - неудержимо стремятся жить. В этом деле они неуемны настолько, что часто до неразборчивости в средствах и способах. А заканчивают все одинаково: идут на корм червям. Так почему я? И почему это должно произойти со мной? Нет ли способа узнать первое и избежать второго?» И вот что ответил мне старый учитель: «Родившись в этом теле, мы вынуждены жить в нем до самой смерти. Поменять его невозможно. И сколько бы и каких бы усилий мы не предпринимали, мы неотвратимо движемся к общему для всех концу. Разве наши родители желали нам такой участи? Или может быть всеобъятное небо? Но небо равнодушно покрывает всех живущих на земле, а земля равнодушно поддерживает каждого и любого. Или ты думаешь, что тебя одного обрекли на подобное существование? Или ждешь, что для тебя одного сделают исключение?»

Тогда я вернулся к Абу Кабе: «Вы, уважаемый, зародили сомнения в моей душе. Не соблаговолите ли их разрешить, - обратился я к нему. - Человек изнемогает в трудах и заботах всю свою жизнь, а в конце концов обратиться в прах, тело его исчезнет, а вместе с телом прекратит существование и сознание. Как, помня об этом, люди мирятся с жизнью? Действительно ли человеческая жизнь столь неразумна? И все ли вокруг настолько неразумны, что не задаются этим вопросом ежечасно? Или я один такой неразумный? Возможно, есть кто-то, кто умнее меня?» На это Абу Кабы ответил: «В восточной стороне жил человек, который знал секрет вечной жизни. Перед смертью он поведал его мне. Человек, от природы наделенный интеллектом, может воспользоваться им, чтобы создать внутри себя того, кто будет жить вечно».

- По закону природы бессмертия не бывает. И если тот человек действительно знал секрет вечной жизни, то почему же он умер? И чему он мог научить колдуна? Созданное во времени со временем и разрушится. Разве не достаточно тебе того, что отмерено судьбой? К чему так возбуждаться и обременять себя? - возразил Зануда.

- Ты думал так и год, и два, и пять лет назад. Ты не меняешься, а жизнь переменчива, - уговаривал друга Простак. - Нужно бежать изо всех сил, только чтобы оставаться на месте, а чтобы поспеть вовремя, нужно совершить невозможное, понуждая и подстегивая себя ежечасно.

- Есть ли разница между рвущимся вперед и отступающим? Отлична ли полная препятствий жизнь от ее ровного течения? Насколько отличается безупречность от несовершенства, заслуга от позора? К чему надрываться, если, как ты верно заметил, всех выравнивает смерть? Ведь богатства, почести и слава мертвому уже ни к чему.

Но Простак стоял на своем:

- Мощь прирастает от мощи! Победы порождают новые победы! А ты носишься с этим старьем. Ху Сыма потчевал этими присказками его учитель, и вот теперь старик сваливает на тебя эту рухлядь. Жизнь давно не та. А ты все сидишь, как старый сухой пенек, и рассматриваешь остывшие угли в том месте, где у других людей сердце.

- Человеческая жизнь и впрямь переменилась, но то, что делает людей людьми, осталось тем же: чувства, пристрастия и наклонности, - растолковывал приятелю Зануда. - То, что угрожает нашей жизни, и то, благодаря чему она становится нам мила, радости и печали, везение и неудачи - человеческая жизнь по-прежнему соткана из этого. Все это не ново. К тому же смерть равно настигает и безрассудных, и острожных, сильных и слабых. Ты родился человеком, но не знаешь, почему так случилось. И все же собираешься улучшить данное тебе жизнью. Однако, что же это такое - то, что ты собираешься исправлять?

- Большинство людей в мире страдает, будучи жертвами действия неведомых им причин. Они живут в мире следствий и последствий. Но знание делает знающего причиной происходящего. Нужно быть человеком знания, чтобы знать, как наслаждаться вечной жизнью!

- Знания безграничны, а человеческая жизнь ограничена, - Зануда не унимался. - Ограниченному следовать за безграничным опасно. К тому же никто и ничто в этом мире не в состоянии избежать перемен. А вечная жизнь подразумевает кого-то, в перемены не вовлеченного. И все же тебе кажется, что я остался неизменным, и для этого есть причины. Тебе кажется, что ты изменился - и для этого тоже есть причины. Оставаться прежним - это зависит от чего-то еще. Стать другим - тоже от чего-то зависит. И ты, и я - мы оба от чего-то зависим. Но то, от чего мы зависим, также зависит от чего-то другого. А то в свою очередь зависит от чего-то еще. Весь мир - одна ткань. А моя и твоя жизни, ты и я - все это не больше нитяного узелка. Если только ты не сам Ткач, то насколько велико может быть твое влияние? Можешь ли ты прибавить себе роста хотя бы на вершок?

- Если спросить об этом того, кто сам выковал свою судьбу, то он согласится со мной; если же спросить об этом нерешительного - он примет твою сторону, - ответил Простак. - Участь второго незавидна, тогда как у первого есть чему поучиться.

Но у Зануды был ответ и на это:

- В жизни большинства людей везенье и неудачи перемешаны. Но есть и такие, которые, чтобы они не предпринимали, терпят неудачи в своих начинаниях. Другим же сопутствует удача. Кто знает, почему это так? Ведь если бы удачливые люди владели секретом своей удачи, они могли бы передать его неудачливым, и последние тоже стали бы удачливы. В мире не стало бы людей, терпящих неудачи. Но сколько бы удачливые люди не делились своими секретами, если дела вследствие этого у кого-то и улучшаются, то в первую очередь у них самих. И очень редко эти секреты помогают кому-то еще. Но откуда нам знать, что тот, кому они помогли, не был одарен удачей с самого начала? И откуда нам знать, почему так случилось? Нечто сделало человека таким, что он смог добиться успеха. Но что именно такое это нечто, мы не знаем. То, что определяет, будет ли вещь тем или этим, существует прежде самой вещи. Оно сделало человека таким, какой он есть, и вверило его той судьбе, которой человеку не миновать никак. Стоит ли гадать, почему это так?

- Сейчас мне нечего тебе ответить, но это не означает, что я согласился с тобой, - уступил Простак.

Зануда в ответ промолчал.

Судьба и Сила, притча, #00000a

Previous post Next post
Up