Простак и Зануда повстречались после нескольких лет разлуки. Все это время Зануда оставался при старом учителе Ху Сыме, а Простак в числе прочих учеников Абы Кабы бродил по миру. Так прошло два года. И вот странствия снова занесли колдуна в деревушку, где жил Зануда.
Зануда отправился повидаться со своим бывшим другом. Простак изменился. Причисляя себя к особому сорту людей, он на всех остальных смотрел свысока. Только колдун и его ученики, по мнению Простака, заслуживали уважения. Поэтому он и своего старого друга встретил со снисходительной улыбкой.
Зануда попытался вразумить Простака и вернуть того к прежней жизни. Он взывал к голосу разума, объяснял, что колдун увлекает его, Простака, в бездну. И покуда у Простака оставались средства и силы, он мог наслаждаться иллюзией полета. А ведь обучение у колдуна стоило немалых денег. Но когда денег и сил для такой жизни у него не останется, Абы Кабы и его ученики отвернутся от Простака и то, что казалось полетом, превратится в падение.
- Подумай, ведь единственное, на что ты опираешься в этой своей новой жизни, это слова и обещания колдуна. Не будучи укорененным и не имея опоры, как долго ты сможешь удержаться на поверхности, после чего окажешься на самом дне? - спрашивал Зануда.
- Твердые гарантии - это для обывателей. Мы странствуем налегке, оседлав облака и ветер. Мы живем не в деревнях, не в городах и не в государствах. Когда вся Реальность - твой дом, чего бояться?
- Засмотревшись на звезды, ты не видишь канавы, в которую вот-вот упадешь! Чем дальше уходишь, тем меньше узнаешь. Поэтому-то старик Ху Сым никуда не ходит, а все знает, ни на что не смотрит, а все понимает. Но что твой колдун и его ученики? Те ли они, за кого себя выдают? - увещевал друга Зануда.
- Ты их боишься, а потому пытаешься очернить. Тебе завидно, что я смог вырваться из трясины, которую мы когда-то вместе считали жизнью. Ты не хочешь один прозябать здесь до конца своих дней, а сил и смелости для того, чтобы перемениться, в себе не находишь, - вот и тянешь меня обратно.
- Я боюсь не колдуна с его учениками, я боюсь за тебя. И мне нет нужды чернить тех, чьи дела темны. Показной блеск ослепил тебя, громкие речи оглушили тебя. Подобно мелкому слуге, ты мечешься, ища, к чему бы себя применить. Ни на минуту не остаешься в покое. Лишился возможности что-либо слышать. Лишился способности что-либо видеть. Как бы ни обстояли дела прежде, теперь стало совсем плохо! - настаивал на своем Зануда.
- Бутафорский фасад скрывает Великую Тайну, но не многие готовы ее воспринять, - заявлял Простак. - Внутри обычного знания есть еще одно знание, но недалеким людям вроде тебя оно не доступно. Внутри всякой науки есть другая наука, которой нельзя научить, но можно научиться. Однако чтобы научиться, надо найти истинного учителя!
- Для жизни достаточно и обычного. А вот для того, чтобы влезть куда-то, как говорится, «без мыла» и укрепиться там в фаворе, необходимы особые приемы. Учиться, конечно же, надо. Человек от рождения умеет дышать и есть. Остальному ему приходится учиться. Но, родившись, человек способен научиться говорить и без великих учителей, потому что живет с говорящими. К тому же, если некто обещает научить тебя тому, чему научить нельзя, и вдобавок берет за это деньги - то такой человек зовется мошенником!
- Знание, доступное всем, поверхностно.
- Глубокое начинается с поверхностного, великое происходит из ничтожного, сложное из простого, трудное из легкого.
- Ты просто завидуешь мне, - закончил разговор Простак, повернулся и ушел.
Прошел еще год. И вдруг Простак вернулся в родную деревню. Он пришел один. Не было с ним ни колдуна, ни его учеников. Зануда, прослышав о возвращении своего старого друга, отправился его навестить. Простак сидел как в воду опущенный. А потом заговорил.
- Ты был прав, - сказал он Зануде. - Ты во всем был прав. А я был слеп и не хотел замечать очевидных вещей.
Я исполнял все, что от меня требовали, участвовал во всем, в чем предписывалось участие. Я изучил наставления Абу Кабы, пожалуй, получше многих его старых учеников. Я полностью отдал свою судьбу в руки колдуна, не задавая вопросов, как он того и требовал. Но со временем мне стало казаться, что сила колдуна существовала только в его речах. Тогда я начал задавать вопросы. Но вместо ответов получил оскорбительное прозвище, которым с тех пор и стали меня величать, хотя все прекрасно знали мое имя. Всякий норовил «подставить мне ногу» и, если это удавалось, бывал чрезвычайно счастлив. Меня толкали и шпыняли, пока я не оказался в самом низу. Но и там я не оставил попыток овладеть учением Абы Кабы. Только мне хотелось увидеть проявление сил колдуна. Проявление безусловное, не зависящее от пространных и сбивающих с толку «объяснений». И тогда я узнал, что в окружении Абы Кабы разрешено все, кроме одного: нельзя сомневаться в силе Абы Кабы. Подтверждения сил колдуна увидеть мне так и не удалось, а окружение Абы Кабы и он сам перестали меня замечать. Как будто меня вычеркнули из списков живых. К тому времени я уже порядком поиздержался, а плодов обучения у колдуна так и не получил. Колдун в основном жил тем, что платили его последователи за право считаться учениками. А мне платить стало нечем, да и не хотел я уже платить за то, что существовало только на словах. Я стал видеть, что среди последователей Абы Кабы одни были неспособны отличить выдумку от действительности, а другие откровенно и беззастенчиво врут. Эти последние сами мечтают о том, чтобы, подобно колдуну, обзавестись учениками и жить за их счет. Чтобы следовать за такими людьми нужно было либо лишиться разума, либо стыда и совести. Только теперь мне стало ясно, насколько я был жалок, и как велики были терпение и сострадание, проявленные тобою в отношении меня.
- Ты принялся за дело не с той стороны, - ответил Зануда. - Эти люди говорят красиво, но в их словах нет глубины, их влечет все странное и несуразное. В прямых указаниях они склонны видеть скрытые намеки, а инструменты поэзии - образы и метафоры - воспринимают как указания к действиям и точнейшее описание непосредственно данного. Стараясь запутать людей и во что бы то ни стало победить в споре, они не чураются грязных приемов и откровенно издеваются над разумом и здравым смыслом. Коль скоро ты выбрал Абу Кабы себе в учителя, тебе следовало начать с наблюдения за ним. Потом задавать вопросы и просить очевидных подтверждений делаемым заявлениям. И лишь испытав его таким образом, прояснив непонятное и получив убедительные свидетельства, стоило вверять ему свою жизнь, если уж это было тебе настолько необходимо. Ты же с самого начала позволил себя запутать словами, которые ясное и понятное сделали туманным и неопределенным; поверил рассказам о сказочной жизни, не замечая происходившего в действительности. То, что служит развлечением, что позволяет ненадолго забыть о повседневной жизни, ты принял за саму жизнь. Хорошо, что тебе удалось все же избавиться от наваждения. Впредь ты уже не попадешься на уловки людей, подобных Абы Кабе.
- Я заплатил за этот урок слишком многим. Я заплатил за него всем, что у меня было. Теперь внутри меня зияющая чернота. Мне больше не за чем жить.
- Тебе не понравится то, что я скажу. Ты сам виноват в произошедшем. Ведь человек сам совершает зло и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. Тебе некого винить в случившемся.
- Твои слова как всегда разумны, - ответил Простак. - Однако если я куплю галоши, одену их в грязь и слякоть, а они вдруг начнут пропускать воду, то я вернусь к продавцу и потребую свои деньги назад. Или если некто взялся проводить людей через горы, и под его руководством в пути погибли люди, то к ответу привлекут проводника. Так же и здесь. Моя глупость ввергла меня в дурную участь. Но именно Абы Кабы взялся руководить мною в деле обретения новой жизни. Моя ответственность состояла в том, чтобы точно следовать преподаваемой мне науке. То, чему и как меня учили, составляет ответственность обучавшего. Если я выучусь управлять парусом и после этого выйду на лодке в море, а она станет все время переворачиваться, значит меня обучили не должным образом или не тому, чему должны были обучить. Учение Абы Кабы - это искусство управления парусом, лодка - моя жизнь, море же - это мир, в котором я свою жизнь устраиваю. До того, как я пошел в обучение к колдуну, у меня была жизнь, но мне захотелось новой. А теперь у меня и старой жизни не осталось и новой я не приобрел. Только пустота и чернота внутри.
- Вернись к старику Ху Сыму. Может быть, он сможет тебе помочь.
На том и расстались друзья. А Простак вернулся к учителю Ху Сыму.