Выступление в синагоге по разделу "Шмини"

Apr 11, 2021 12:29

Прашат Шмини и вообще идея восьмого дня - тема достаточно распаханная, и все-таки я хочу сказать еще что-то о специфике восьмого дня и дальше я собираюсь поговорить о проступке Надава и Авигу и о том, как он соотносится с темой восьмого дня. Я приведу в обсуждении Прашат Шмини и вообще идея восьмого дня - тема достаточно распаханная, и все-таки я хочу сказать еще что-то о специфике восьмого дня и дальше я собираюсь поговорить о проступке Надава и Авигу и о том, как он соотносится с темой восьмого дня. Я приведу в обсуждении Надава и Авигу идею, которую высказывает в своем уроке в виртуальном бейт-мидраше рав Йонатан Гроссман.
Уже из названия праши - шмини - мы видим, что речь идет о мире, отданном уже в руки человеку. Семь дней Вс творил мир, природу с ее законами, Творение, венчающееся днем отдыха, когда Всевышний покоился, и мы вслед за ним воздерживаемся в Субботу от созидательной работы, отказываемся от того, что демонстрирует власть над материальным миром.
А восьмой день - это день над природой, день творчества человека, когда человек вкладывает свою долю в созидание мира, отвечает на призыв Вс овладевать землею, пользоваться своими творческими возможностями - то есть проявляет свое партнерство со Всевышним, что символизируется, прежде всего, обрезанием - исправлением природы, заповеданным Всевышним, совершаемым на восьмой день.
Сказано в Тр. Мегила 10б:
ויהי ביום השמיני ותניא אותו היום היתה שמחה לפני הקדוש ברוך הוא כיום שנבראו בו שמים וארץ כתיב הכא ויהי ביום השמיני וכתיב התם (בראשית א, ה) ויהי (בקר) יום אחד
«И было на восьмой день» -учили мы в мишне: в тот день была такая же радость у Всевышнего, как в день, когда были сотворены Небеса и земля. Здесь сказано: «И было на восьмой день», и там сказано (Берешит 1:5): «И был вечер, и было утро, день один…»

И сказано в Мегила 31б:
א"ר אמי אלמלא מעמדות לא נתקיימו שמים וארץ שנאמר (ירמיהו לג, כה) אם לא בריתי יומם ולילה חוקות שמים וארץ לא שמתי
Сказал раби Ами: Если бы не маамадот, небеса и земля не смогли бы устоять, как сказано (Иеремия 33:25): если бы не завет Мой, я бы стал создавать день и ночь, и не устанавливал законы Неба и земли

Такой же радостный день для Вс, как день, когда Он сотворил небо и землю. Почему? Потому что мир был сотворен не иначе как ради маамадот. И что такое маамадот? Это люди, которые собираются в Иерусалиме: Коханим и левиим в мишмарот, а исраэлим в маамадот.
Мишна Таанит 4:2,
אלו הן מעמדות, לפי שנאמר (במדבר כח, ב), "צו את בני ישראל ואמרת אלהם את קרבני לחמי", וכי היאך קרבנו של אדם קרב, והוא אינו עומד על גביו? התקינו נביאים הראשונים עשרים וארבע משמרות.
על כל משמר ומשמר היה מעמד בירושלים של כהנים, של לוים, ושל ישראלים.
הגיע זמן המשמר לעלות, כהנים ולוים עולים לירושלים, וישראל שבאותו משמר מתכנסין לעריהן וקוראין במעשה בראשית.
ЧТО ТАКОЕ МААМАДЫ? ПОСКОЛЬКУ СКАЗАНО (Бемидбар 28:2): «ПРИКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, СКАЗАВ ИМ: ЖЕРТВУ МОЮ, ПИЩУ, которую вы отдаете МНЕ ДЛЯ ОГНЯ МОЕГО» - КАК ЖЕ ВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ какого-нибудь ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШАЛИ, А ОН НЕ ПРИСУТСТВОВАЛ ПРИ ЭТОМ? УСТАНОВИЛИ ПЕРВЫЕ ПРОРОКИ ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ СМЕНЫ: КАЖДАЯ СМЕНА БЫЛА ПРИСУТСТВИЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ определенных KOГEHOB, ЛЕВИТОВ И ПРОСТО ЕВРЕЕВ. ПРИШЛО ВРЕМЯ СМЕНЕ ИДТИ - KOГЕНЫ И ЛЕВИТЫ ИДУТ В ИЕРУСАЛИМ, А ПРОСТО ЕВРЕИ ТОЙ СМЕНЫ СОБИРАЮТСЯ В СВОИ ГОРОДА И ЧИТАЮТ О СОТВОРЕНИИ МИРА.
И что это значит: как раз то, о чем я уже не раз говорила: Творение как бы нуждается в участии человека. Вс сотворил небо и землю, чтобы у него было жилище среди нижних. Или ради завета с человеком. А это и есть скиния, Храм, и в них нет смысла без маамадот, без людей, которые приходят туда.
Это возвращает меня к моему любимому комментарию к множественному числу в «наасе адам», Наасе адам - мы с тобой вместе, человек, создадим человека. Если ты будешь сам участвовать - тогда будешь человеком. Вс хочет, чтобы человек был Его партнером. На это есть много мидрашей и перушей. Но источник этого комментария, который все любят, по-моему, никто мне не может дать. Шнейдер ז"ל пишет в своем комментарии к Море Невухим:
Можно сказать, что человек как человек создается не в тот момент, когда рождается как живое существо, а в тот момент, когда, познавая истину, он приобщается к Божественному разуму. Именно об этом акте рождения говорится "Сделаем человека по образу Нашему" (напомним, что множественное число здесь объясняется некоторыми комментаторами как указание на участие человека в своем собственном творении. Ср. слова мидраша: "С кем советовался Бог? С душами праведников").
Шнейдер здесь ссылается таинственно на «некоторых комментаторов», что совсем не в его точном академическом стиле. Но я думаю, это его собственное объяснение мидраша про души праведников.
Ну вот, наступает день восьмой, можно сказать, всемирный день человеческого творчества. И скиния - это ответ человека на сотворение мира. Вс создал мир для обитания в нем человека, а человек, еврей, строит скинию для обитания в ней Вс. Скинию строят люди, мудрые сердцем, Бецалель и его команда, наделенные творческими способностями. Человек призван творить, и творчество - это свобода. Оно не может быть несвободным. И тут мы как раз сталкиваемся с большой трудностью, прямо тоже в нашей праше. Надав и Авигу умирают, именно проявив свободное творчество. Они принесли в радости огонь, «огонь чуждый, который Вс не заповедовал им». Но какое же творчество, если делаешь только то, что велено?
Освежим для начала комментарий Раши к этому стиху.
Он дает 2 объяснения, что всегда показывает, что он не удовлетворен ни одним из них. Раби Элиэзер: они умерли из-за того, что приняли галахическое решение и осуществили его перед Моше. Раби Ишмаэль: это потому, что они были пьяные. Можно объединить эти мнения и сказать: они восприняли освящение скинии как личную радость, личный праздник - как по поводу такой радости не выпить? Это освящение их дома, того дома, в котором они будут принимать Вс. И все-таки, раби Элиэзер это не одобряет. Нужно было делать не как велит сердце, а как велел Моше.
Но Рашбам уточняет еще немножко иначе. Он говорит, что дело не в том, что не спросили у Моше, а в том, что принесли свой собственный огонь, чтобы сжечь курения. А в предыдущем пасуке как раз вышел огонь от Вс, чтобы сжечь курения: И ЯВИЛАСЬ СЛАВА БОГА ВСЕМУ НАРОДУ. И ВЫШЕЛ ОГОНЬ ОТ БОГА, И СЖЕГ НА ЖЕРТВЕННИКЕ ВСЕСОЖЖЕНИЕ И ЖИР, И КАК УВИДЕЛ ЭТО НАРОД, ВОЗЛИКОВАЛ ОН И ПАЛ НИЦ. (ВАИКРА.9:23,24)». Когда жертву сжигал огонь Вс, это было и прославлением Имени Вс, и демонстрацией единения Вс с народом, Его присутствия и желанности этих жертв. В сущности, это и было главным в этом восьмом дне, дне инаугурации скинии: ведь вся цель скинии и Храма - показать, что Вс спускается к человеку и принимает его служение. И СКАЗАЛ МОШЕ: "ТО, ЧТО ПОВЕЛЕЛ БОГ, СДЕЛАЙТЕ, И ЯВИТСЯ ВАМ СЛАВА БОГА "(ВАИКРА.9:6)». Предыдущий раз, когда слава Вс явилась народу, было в прашат Мишпатим, и в нем участвовали все те же герои:
Моше поднялся [к Господу], а с ним Аѓарон, Надав, Авиѓу и семьдесят старейшин Израиля.

וַיַּעַל מֹשֶׁה וְאַהֲרֹן נָדָב וַאֲבִיהוּא וְשִׁבְעִים מִזִּקְנֵי יִשְׂרָאֵל

«Они увидели Бога Израиля, и у Него под ногами было подобие сапфирового
помоста, чистое, как само небо. И не простер Господь руки Своей на знать сынов Израиля: они узрели Бога, ели и пили».
Рамбан вообще считает, что скиния - это продолжение Откровения, продолжение Дарования Торы. Это нечто вроде просьбы к Вс: пусть Твое одноразовое явление народу продолжается, продолжай быть с нами постоянно, не только на Синае. И демонстрация этого Присутствия - Слава Вс, которая появляется в скинии, когда Его огонь пожирает жертвы. Но если Слава Вс на Синае была совершенно явной и публичной, в скинии она более приватная. Про Синай сказано: «Слава Господа осенила гору Синай, и облако покрывало гору шесть дней…а вид Славы Вс как огонь всепожирающий». А про скинию сказано:
И ЗАКРЫЛО ОБЛАКО ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, И СЛАВА БОГА НАПОЛНИЛА ШАТЕР. /35/ И НЕ МОГ МОШЕ ВОЙТИ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, ИБО ОБЛАКО ПРЕБЫВАЛО НА НЕМ, И СЛАВА БОГА НАПОЛНЯЛА ШАТЕР.
То есть здесь она только для Моше. Но Моше помнит Голос, который говорил с ним:
С НЕБЕС ДАЛ ОН ТЕБЕ УСЛЫШАТЬ СВОЙ ГОЛОС, ЧТОБЫ НАСТАВЛЯТЬ ТЕБЯ, А НА ЗЕМЛЕ ПОКАЗАЛ ТЕБЕ ВЕЛИКИЙ ОГОНЬ СВОЙ, И СЛОВА ЕГО СЛЫШАЛ ТЫ ИЗ ОГНЯ (Дварим 4:36). А про скинию сказано:
И КОГДА ВХОДИЛ МОШЕ В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ С НИМ, СЛЫШАЛ ОН ГОЛОС, БЕСЕДУЮЩИЙ С НИМ С КРЫШКИ, КОТОРАЯ НА КОВЧЕГЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА, ИЗ пространства МЕЖДУ ДВУМЯ КРУВАМИ, И ГОВОРИЛ Бог ЕМУ.
(Бамидбар 7: 89)
И вот, восьмой день - это переход от явления Славы всенародного, страшного, на горе Синай, к явлению Славы в скинии, частному, в определенных условиях, в определенном помещении и через определенных посредников - коенов. И не зря Аарон, Надав и Авигу поднимались с Моше на гору Синай: это именно те люди, которые в будущем, с восьмого дня, должны как будто бы принимать Вс в Скинии и тем самым обеспечивать продолжение Его Присутствия среди народа Израиля.
В предыдущем недельном разделе, Цав, говорилось о жертвах шламим. Так вот, шламим - это, как правило, личная жертва. В Торе есть только 3 случая, когда приносится публичная шламим. Первый случай - это как раз на горе Синай при заключении союза, описано в Шемот 24:5. Второй раз - это у нас, 9:18. И третий - это заповедь приносить шламим в Шавуот, Ваикра 23:19. Теперь объясним эти три случая. На Синае это понятно: всегда, когда заключается союз, договор, приносятся шламим в ознаменование этого союза. Ну, понятно: заключил сделку - закалываешь барашка. Типа надо обмыть. Второй случай - инаугурация Мишкана, ханукат абайт, мы принимаем Вс в Его новом обиталище - ясно, надо обмыть. Ну, а Шавуот - это праздник Дарования Торы, повторение Синая, так что тоже понятно. (Кстати, в Торе, как известно, нигде не говорится о том, что Шавуот отмечает Дарование Торы, но, по-видимому, оно произошло 6 Сивана.)
И очень важно, говорит рав Йонатан Гроссман, что все это происходит в восьмой день. Без этого восьмого дня все остается в руках Вс: Он явился, Он дал нам Тору, Он явил нам Свою славу. А на восьмой день уже мы подключаемся к этому процессу. Теперь мы построили жилище для Вс, мы его освятили, мы как бы приглашаем славу Вс явиться нам. На Синае Надав и Авигу попали в привилегированный круг избранных вместе с Моше, Аароном и 70 старейшинами. Они видели Славу Вс, и она - как огонь всепожирающий. И вот, на восьмой день все это повторяется: И ВЫШЕЛ ОГОНЬ ОТ БОГА, И СЖЕГ НА ЖЕРТВЕННИКЕ ВСЕСОЖЖЕНИЕ И ЖИР, И КАК УВИДЕЛ ЭТО НАРОД, ВОЗЛИКОВАЛ ОН И ПАЛ НИЦ.
Рав Йонатан Гроссман считает, что ошибка Надава и Авигу заключалась в том, что они, будучи привилегированной частью народа, не знали, что Тора - для всего народа. Они ведь поднялись на гору Синай (Не до конца, как Моше, но поднялись), и они думали, что это только они с Моше и Аароном и старейшинами видели славу Вс и огонь. Они считали, что теперь, при инаугурации скинии, нужно поскорее воскурить курение, чтобы появилось облако, дымовая завеса, которая заслонит славу Вс от народа. Вот мой дедушка - химик, как раз работал над тем, чтобы сделать дымовую завесу для военных кораблей. Советские военные корабли - ничего хорошего, но, как мы знаем, все можно повернуть и на добро, любое научное или техническое достижение.
Они не знали, что это - особый день, когда Вс снова приглашает весь народ праздновать Его вселение в новое жилище на земле, и народ может видеть Его славу. Поэтому они поторопились воскурить курение, и за это погибли. И в свете этого рав Гроссман предлагает понимать следующий пасук:
И СКАЗАЛ МОШЕ АhАРОНУ: "ВОТ О ЧЕМ ГОВОРИЛ БОГ: В БЛИЗКИХ КО МНЕ БУДУ Я СВЯТ И ПЕРЕД ВСЕМ НАРОДОМ ПРОСЛАВЛЮСЬ" Близкие - Надав и Авигу - должны были дать всему народу увидеть Мою славу. Но они этого не сделали, считая, что она не для всех, а только для избранных. Знакомые нам слова: страшно далеки от народа…
Так понимает этот эпизод рав Гроссман. Но мне кажется, можно проще понять его по Рашбаму: Надав и Авигу хотели принести свой огонь - потому ли, что они впали в экстаз, потому ли, что им очень хотелось в этот восьмой день внести какую-то свою, личную лепту в этот великий процесс - но этим они помешали прославлению Вс, потому что нужно было, чтобы народ увидел, что огонь сошел от Вс. Это примерно то же самое, но немного проще.
Но теперь вернемся к нашей проблеме: как сочетаются творчество, инициатива, личный вклад и участие с тем, что нельзя отступать от правил, приносить незаповеданный огонь?
И тут я уже, как я это нередко делаю, предлагаю обратиться к много мною упоминавшейся работе рава Соловейчика «Увикаштем мишам».
Рав С говорит о парадоксе, противоречии и диалектике религиозного сознания. С одной стороны, религиозное сознание - это свободный творческий дух, сознание абсолютной свободы.
Он описывает далее это замечательное религиозное переживание, называя его также
«вспышка чудесной силы спонтанного метафизического духа во всем его ярком многообразии и бурной деятельности - соучастии в сотворении мира.»
Но один только интеллектуальный поиск еще не даст человеку религиозного сознания. Он может приближать его к Вс, но в конце концов он столкнется с ужасом Огня всепожирающего - и тогда он либо отскочит, убежит от Бога, либо, наоборот, ощутит Его Присутствие, поверит в Него и в Его откровение. Но «найдя Бога», он уже получает переживание веры, Откровения - и оно «никак не связано со свободным, творческим духом человека…
Наоборот, это подчинение, принятие на себя ярма. В этом сознании человек полностью подчиняет себя Богу.
Но получивший Откровение человек - или еврей, знающий об Откровении, данному всему народу, уже может найти путь не сгореть в огне трансцендентности. Процитирую теперь уже другого еврейского мыслителя 20 века, моего любимого рава Элиэзера Берковича.
«Нет религии без активного общения человека с Богом; но в этом общении человек не может уцелеть. Этот парадокс разрешается Всевышним, когда Он «показывает» себя человеку. Всевышний, открывая свое «невыносимое» Присутствие беспомощному созданию, также и поддерживает человека во время этого Откровения. К примеру, вот как рассказывает об одной из таких Встреч пророк Иехезкель:
«И упал я ниц, и вошел в меня дух, и поднял меня на ноги, и заговорил со мной».
Ключевые слова здесь «и поднял меня на ноги». Пророк упал на лицо, потому что он был сбит с ног силой явления Бога… Встреча сокрушила Иехезкеля; но она же и дала ему силы подняться на ноги»
То, что рав Сол называет Откровением, рав Б называет Встречей. Но смысл один и тот же: человек не может приблизиться к Вс, «увидеть» Его и не повредиться, как мы это учили и в истории о четверых, что вошли в Пардес. Но есть от этого средство: исполнять заповеди, данные нам на Встрече-Откровении, и тогда Вс поддержит нас, поднимет на ноги, не сожжет Своим огнем. Баланс между творческим интеллектуальным приближением и скрупулезным послушным исполнением очень тонок, но и парадокс трансцендентности и переливания через край блага Вс тоже непрост. История Надава и Авигу наглядно демонстрирует нам диалектику религиозного сознания и тонкость грани между творческим, искренним служением Богу и выходом за рамки заповеданного и входом в область запрещенного.
И я уж привыкла цитировать в драшот поэзию - и тут очень подойдет:
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство». Видеозапись на ютюб
Previous post Next post
Up