Аазину

Sep 21, 2009 14:39

В главе Аазину (почти в самом конце Торы) мы читаем, наконец, стих, который недвусмысленно говорит о воскрешении из мертвых: «Я умерщвлю и Я оживлю». Как известно, Талмуд (трактат Сангедрин, перек Хелек, 91б) решительно заявляет: «У всего Израиля есть доля в мире Грядущем..., кроме следующих людей:... тех, кто говорит: «в Торе нет ничего о воскрешении из мертвых». Казалось бы, логично: не веришь в воскрешение мертвых - значит, и сам не воскреснешь. Но тонкость тут в том, что достаточно говорить: может быть, мертвые и воскреснут, но в Торе об этом ничего нет - и уже ты лишаешься доли в мире Грядущем! Поэтому очень важно считать, что в Торе об этом говорится.
Рисковать не хочется, но, честно говоря, не так легко увидеть прямые указания в Торе на воскрешение из мертвых. Талмуд приводит ряд мест, но большинство из них не слишком явно говорят о воскрешении мертвых, для того, чтобы к этому прийти, их еще нужно толковать и толковать. Стих из Аазину, однако, сообщает об этом достаточно прямо, так что мы можем быть спокойны: можно не лишаться доли в Грядущем мире и при этом не погрешить против совести.
Идея о воскрешении мертвых, казалось бы, столь утешительная для человечества, всегда с трудом воспринималась человеческой мыслью. Об этом свидетельствуют и христианские тексты, и Коран. Посмотрим что изменилось в этом в более поздние времена.
Обратимся к идеям русского философа Николая.Федоровича Федорова (1829-1903) (Толстой и Достоевский называли его московским Сократом)
Федоров считал, что Богоданная человечеству наука в состоянии преодолеть смерть, и это и есть «общее дело» всего человечества. Он не готов был смириться со смертью даже одного человека. Намеревался собирать рассеянные атомы (в существовании которых еще далеко не все тогда были уверены), чтобы сложить из них тела отцов. Федоров верил, что победа над «последним врагом» будет достигнута совместными усилиями объединившейся братской семьи человечества.

Как же обстоит дело сейчас? Несомненны успехи медицины, которые привели к значительному увеличению продолжительности жизни, но это еще не является истинным скачком. Между тем, фундаментальная биология подошла уже близко к решению загадки старения, являющегося главной причиной смерти. И в самом деле, поскольку существуют животные, не подверженные старению (к примеру, морская черепаха), а умирающие только от несчастных случаев или убийств, ясно, что рано или поздно наука узнает истинные причины старения и, вероятно, найдет способ нейтрализовать их. Опыты на червях с нейтрализацией некоторых генов дали увеличение продолжительности жизни в 4 раза без ухудшения ее качества.

Не нужно быть большим пророком, чтобы предвидеть нейтрализацию старения, что явится истинным прорывом в обществе и здравоохранении. Вместо того, чтобы тратить большие ресурсы на стариков, медицина сможет заняться лечением специфических болезней.
Можно отметить дополнительный успех - человечество вплотную подошло к регенерации органов, а также производству автономных микророботов, которые будут поддерживать здоровье изнутри. Человек, увидев, что практическое бессмертие возможно, добьется безопасного труда, создаст безопасный автоматический транспорт, и война, чреватая теперь уже потерей бессмертия, а не лишь сокращением жизни, будет представляться безумием, поэтому войны сами собой прекратятся. Можно представить себе также временное хранение личности в электронных схемах в ожидании регенерации тела.
Осуществление пророчества? «И перекуют они мечи свои на орала... и не будут более учится воевать» (Йишаяу 2:4)? Но будет ли ему сопутстовать прозрение и понимание истины: «Ибо спасение Мое скоро придет и справедливость Моя проявится» (там же, 56:1)? Едва ли. Представляется практически бесспорным, что победив смерть и решив несколько основных загадок бытия, а возможно даже найдя способ воскрешать мертвых, человек решит, что все в его руках и впадет в безнадежный атеизм, забыв о Богоданности, как говорил Федоров, науки, которая ему дала эти умения, И вот тогда, «когда полностью сокрушены будут силы народа священного» (Даниэль 12:7), сбудутся пророчества о воскрешении из мертвых, и Бог даст человеку истинное воскресение. «Скрыты и запечатаны речи эти до конца срока... Ты же иди, и упокойся, и встанешь по жребию своему в конце дней» (там же, 12:9-13)

(Этот двар-Тора был задуман, но еще не записан, Левой, некоторое время назад. С тех пор у него умер отец, да будет память его благословенна, и тема воскрешения мертвых в доме сидящего шива приобрела особое значение. Мы посвящаем этот двар Тора столь чтившему науку недавно ушедшему от нас Нахуму Китросскому ז"ל. Семья Китросских)
Previous post Next post
Up