Жаль, но, кажется, одним прижизненным портретом Стини в моей коллекции стало меньше. Все-таки это посмертный портрет.
Поначалу на эту детальку совсем не обращаешь внимания. Она проступает только тогда, когда перед собой видишь оба портрета: и из NPG, и из RC. Эта крохотулечка, право же, рвет провенанс картины в клочья. И всего-то…
… малюсенький крестик на шейке Молли.
Казалось бы, что такого - крестик? Только есть одно «но». Король Яков был крестным отцом Молли Вильерс. Естественно, крещение было по англиканскому обряду, а не по католическому. Ни о каком католическом аксессуаре и речи не могло быть.
Другое дело, если полотно писали после смерти Джорджа, когда его безутешная вдовица решила повторить опыты с поиском бабьего счастья и таки обрела его в постели Антрима (к великому неудовольствию короля Карла). Именно тогда Кэтрин Мэннерс и вернулась в веру отца, ибо до замужества с Вильерсом она была католичкой.
Вероятно, Молли, как и мать, жила между Лондоном и Римом.
Одежда моделей тоже настораживает. Есть у меня подозрение, что Вильерсу не довелось поносить ван-дейковский отложной воротник. На нем костюм того же кроя, что носил Генри Рич в 1632-33. Скорее всего, тот портрет, который теперь висит в RC, все-таки был заказан Мэннерс, когда она сняла траур по мужу и активно собиралась замуж, а не Карлом. Жаль, что провенанс картины из NPG недоступен. Если портреты четы появились в одно время, то у портрета из NPG есть больше шансов оказаться тем самым полотном, которое принадлежало королю, чем у его двойника из RC.
Не знаю, радоваться этому или нет. Грустно, хочется все-таки узнать, как это было на самом деле.