Сегодня мы отправимся в Джейрахский район
Ингушетии, на самую границу с Грузией. К сожалению, сейчас сюда нельзя попасть любому желающему - требуется пропуск погранслужбы. Но я надеюсь, что грузины когда-нибудь снова станут друзьями, и границу откроют. Пока же я расскажу о родовых башнях древних ингушей на страницах своего блога.
1. Если верить энциклопедии, то предки нынешних ингушей посетились у подножья кавказских гор 12 тысяч лет назад. В эпоху неолита (6-4 тысячи лет до нашей эры). В более поздние, "человеческие" времена здесь жил народ дзурдзуки - легендарные предки нынешних ингушей и чеченцев. Именно тогда зародились и тейпы - кавказские родовые общины.
2. Столицы как таковой не было, страной управлял совет старейшин Мехк-кхел. Страна делилась на вьары (общества) которые состояли из нескольких тейпов. У каждого вьара также имелся свой совет старейшин.
3. В 1395 году состоялся военный поход завоевателя Тамерлана на Северный кавказ. Несмотря на хорошо укрепленые крепости и яростное сопротивление местных народов, Тамерлану удалось проникнуть вглубь гор Кавказа. Страна была разрушена полностью. Численность населения резко сократилась. Была прервана дипломатическая и культурная связь с Грузией. Тамерлан велел «Более не изучать грузинских книг». Это означало забвение христианской религии в этой местности.
4. Западная часть ингушского общества добровольна вошла в состав Российской империи в 1810 году, во время Великой Отечественной войны ингуши, наравне с чеченцами, были обвинены в сотрудничестве с нацистами. Ингуши были депортированы в Казахстан и Сибирь, по оценкам потери от четверти до половины населения. Они были восстановлены в своих правах в 1950-х годах, после смерти Сталина.
5. В 1957 году Чечено-Ингушская АССР была восстановлена в иных границах[14], нежели были у неё до момента выселения 23 февраля 1944 года - часть современного Пригородного района, входившая в состав Ингушетии, была оставлена Северной Осетии. Вместо утерянных таким образом земель республике были приданы три района Ставропольского края. Но именно с тех пор, и по этой причине ингуши не любят осетин. И эта нелюбовь взаимна, и на мой взгляд, обоснована.
6. Ислам пришел в дома ингушей совсем недавно - около 200 лет назад. Несмотря на все усилия знати, насаждение ислама шло с большим трудом.
7. Ингушская культура очень разнообразна и насчитывает множество легенд, эпосов, рассказов, пословиц и поговорок. Богатые музыкальная, танцевальная и певческая традиции. Популярными музыкальными инструментами являются дахчан-пандар (вид балалайки), каьхат-пандар (аккордеон, используемый преимущественно для аккомпанирования девушкам), мирз-пондар (трехструнная скрипка), зурна (вид кларнета), тамбурин и барабаны.
Тысячи лет назад в горах жил маленький народ, который пас овец и коров. Соседние племена часто беспокоили этот народ. Пришельцы с востока уводили людей в плен, продавали в неволю. Поэтому этот народ стал строить башни из камней. Каждый род жил в отдельной башне. Они называли себя жителями башен или галгаями.
Эти башни были двух типов: боевые и жилые. В боевых мож но было надежно обороняться от врагов.
В период вражеских нашествий они отсиживались в башнях. Иногда они сами большими группами совершали набеги и привозили богатую добычу.
Эти набеги вызвали ярость врагов. Они решили наказать галгаев - разрушить их башни, а их самих всех до одного утопить в Тереке. Днем враги прятались в лесах, а ночью продвигались вперед. На рассвете враги напали на башню, стоявшую на склоне горы. Другие башни стояли вдали, и никто не пришел на помощь.
Жители башни, мужчины и женщины, оказали упорное сопротивление, но все-таки потерпели поражение - слишком велики были силы врагов. Ручьем лилась кровь из башни. Враги хотели сбросить башню в пропасть. Но это им не удалось, так как они не смогли поднять даже один камень. Поэтому они не стали продвигаться в глубь гор, зная, что галгаи не сдадутся живыми и готовы умереть в бою.
Через некоторое время соседи прослышали о нападении, прибыли на помощь и увидели страшную картину.
Враги истребили всех. Прибывшие на помощь заметили недалеко от башни женщину. В крови, которая из нее текла, лежал грудной ребенок. На другом краю откоса лежала убитая женщина, а рядом с ней - маленький мальчик, очень слабый, но живой. Галгаи очень обрадовались, что род, разгромленный в башне, не прервался. © одна из ингушских легенд
8. Давайте и мы с вами отправимся в страну гор и древних башен.
9. Еще с самого детства я мечтал побывать в горах, и прокатиться по серпантину. В конце сентября моя мечта осуществилась. К сожалению, я не успел подготовить видео, но скоро будет отдельный пост о горных дорогах.
10. Здесь очень красиво и очень опасно. Нрав горцев горяч, они любят скорость. И часто становятся жертвами горных дорог.
11.
12. Горные речки, опять же, на каждом шагу. Есть совсем маленькие, пересхошие.
13. Так и бурные, полноводные реки.
14. И вот наверху, вдалеке показываются башни аула Эрзи. В переводе с ингушского - Орел. Интересно, есть ли тут какая-то связь с финно-угорским народом эрзи, проживающем на территории Мордовии?
15. Эрзи - очень крупный аул. Здесь девять боевых и двадцать две жилые башни. Сторожевые башни построены кругом, селение очень удобно оборонять. Кстати, у ингушских башен нет фундамента - они стоят на скалах.
16. Древние люди очень верили в легенды и знаки свыше. Место, на котором хотели построить башню поливали молоком. Если молоко не просачивалось в зелю, то это место считалось подходящим, и начиналось строительство. Основная часть башен - это речные валуны.
17. С молоком в этих горах все в порядке и сейчас. Нам встретилась группа особых, горных коров, которые взбирались наверх куда быстрее людей.
18. Там, наверху - луга, на которых эти животные паслись еще тысячи лет назад. Поэтому, я думаю, существует специальная порода горных коров. Ну вы представьте себе подмосковную буренку - да она же кубарем скатится вниз!
19.
20.
21.
22.
23. Было крайне важно построить башню ровно за год. Иначе стройку забрасывали, а род признавали слабым. А на Кавказе быть слабым - равносильно презрению, забвению, а то и гибели.
24. Как я уже написал выше, основная масса камней - это валуны, отточены горными реками, которые обычно располагаются у подножия гор. А теперь представьте себе - целыми днями спускаться и подниматься, таскать камни. С транспортом было туго - лошадь не будет таскать камни, ослы выносливы, но не настолько...
25. Мы же оказались совсем не выносливыми. Подъем на двести метров занял минут сорок, все выдохлись и устали...хорошо, что этого не видел никто из кавказцев, сопровождавших нас: они ждали внизу.
26. Кстати, для среднестатистического москвича долго находиться в горах опасно. Здесь воздух - чистейший кислород, а мы так привыкли к всевозможным отравляющим примесям, что моментально закладывает уши, начинает кружиться и болеть голова, может пойти кровь из носа.
27. Наконец мы добрались до аула Эрзи. Сейчас здесь никто не живет, поэтому мы спокойно гуляли средь башен. Но это совсем не значит, что селение заброшено: у каждого рода есть своя башня, и ингуши собираются в них на большие семейные праздники, поддерживают башни предков в хорошем состоянии.
28. Ингушей не просто так назвали строителями башен. В те времена самые искусные мастера приглашались, чтобы построить башни для небольших родов, где было мало мужчин, в том числе их приглашали и соседние народы, поэтому башни получили большое распространение на Кавказе.
29. Эти каменные исполины стали немыми свидетелями испытаний, выпавших на долю ингушского народа. Они видели все: войны, репрессии царской России, чудовищную депортацию народа в 1944 году и кровавый осетино-ингушский конфликт наших дней… И никто сейчас не знает, о чем поведают башни, пережившие людей и века, нашим потомкам.
30.
31. А еще - я первый раз был в таких, настоящих горах. Владимир Семенович, как вы были правы :)
32. Спустившись вниз, я встретил пастуха - молодого парня, скорее всего ровесника. Я поздоровался, и он пригласил меня на чай. Вот так, запросто, незнакомого человека. Я отказался, уже зная, что такое кавказское гостеприимство - такое чаепитие перерастает в настоящий пир. А времени, как всегда, не было - мы торопились на встречу с Юнус-Беком Евкуровым. На следующей неделе я расскажу об этой встрече, и о самом президенте Ингушетии подробнее.
Знакомьтесь, это Вара, брат Рамзана Угурчиева, председателя моложедного парламента Ингушетии. Рамзан и его семья оказали нам потрясающий прием в республике, рассказали много интересного о традициях своего народа. А Вара, который поехал с нами в горы, согласился станцевать лезгинку вместе с Олесей
yagoda_kalina , которая и организовала для нас это потрясающее путешествие на Кавказ.
И вот вам видео - в качестве бонуса :)
Click to view