Какие мы хорошие

Apr 24, 2011 11:59

Моя новая книжка (рабочее название "Эволюция человека") в основном рассказывает о фактах, о результатах недавних исследований палеоантропологов, генетиков, нейробиологов, психологов. Но в ней также есть некоторое количество "лирических отступлений" - разъяснялок и размышлизмов по поводу. Под катом - одно такое отступление-разъяснялка из главы " ( Read more... )

Leave a comment

togo April 24 2011, 09:01:23 UTC
Ясно что геном меняется в заданном направлении пока работает естественный отбор. Пусть организм есть машинка для выживания репликаторов (по Докинзу). Дальше рассмотрим группу. Если в группе сложились механизмы (практики) типа "подавления эгоиста", "узнай своего" и подобные, то группа уже становится единицей отбора. Групп много, так что вполне можно допустить что они "отбираются". Это не противоречит Докинзу -- группа становится машинкой для выживания репликаторов, но уже тут появляются вопросы, ведь культурные практики не определяются напрямую геномом (хотя разумеется и связаны с ним коэволюцией). Но ещё один вопрос появляется тогда, когда группа становится такой большой, что её уже не с кем конкурировать (некоторые институции работают, например на уровне государства). Государство может воевать с соседями время от времени, но это в принципе уже не достаточно для отбора (в конце концов на "острове" остаётся вообще одна "единица" и ей будет не с кем конкурировать). Ну так вот, при этом поведение этой единицы не перестаёт изменяться (в ( ... )

Reply

3seemingmonkeys April 24 2011, 09:13:26 UTC
биологическая эволюция отойдет на второй план когда людей будут создавать на фабриках по инженерным проектам.

Reply

3seemingmonkeys April 24 2011, 09:15:14 UTC
и если заниматься этим будет искусственный интеллект

Reply

v_i_n April 25 2011, 08:16:22 UTC
Забавно.

Reply

macroevolution April 24 2011, 09:17:39 UTC
"Что Вы по этому поводу думаете?"
Извините, слишком большая тема.
Отвечать на такие вопросы мне хочется большими кусками из рукописи, а этого пока нельзя :)

Reply

levyi_botinok April 24 2011, 14:19:31 UTC
Так альтруизм уже есть.
А последней стадии еще не было. Вы же помните, под тяжестью угрозы описанной Вами ситуации богу пришлось смешать языки, и все снова стали отдельными конкурирующими деревнями.
:)
Извините за шутку. Не знаю, насколько общефилософские ответы заготовлены у Александра. Но вопрос серьезный. Мне, как дилетанту кажется, что на этой стадии ("мирового правительства") следует помогать природе, и избегать полной ассимиляции различных культур.

Reply

togo April 24 2011, 14:54:46 UTC
Ну так и что, что альтруизм уже есть. Альтруизим альтруизму рознь. Это собирательное понятие, а конкретные проявления могут быть разными. Я не против кин-отбора и всяких таких вещей, но не считаю что этим можно объяснить альтруизм в его человеческом варианте. Короче, уровень рассмотрения неадекватен феномену.

Я бы на месте "мирового правительства" так и поступал (всмысле "избегать полной ассимиляции"); чисто из эстетических и этических соображений. А то, что эти единицы (объединённые культурными отношениями и институциями) достаточно обособлены уже и сегодня и формы жизни в них непрерывно меняются (и отбор в этом не участвует) есть вполне очевидный факт, помоему.

Reply

levyi_botinok April 24 2011, 15:13:48 UTC
Теория дает инструмент объяснения. Все разнообразие смоделировать невозможно да и смысла не имеет (как с картой в натуральную величину). Конретно необъяснимых примеров Вы не приводите, к тому же.
Про механизмы развития культурно-этнических единиц, отсутствия роли отбора в этом развитии и неперемешиваемости этих единиц - мне ситуация очевидной не кажется. Но не обсуждать же это здесь, правда?

Reply

togo April 24 2011, 15:39:53 UTC
Про карту в натуральную величину это более чем понятно. Я ведь не об этом. Примеры я приводить не хочу, потому что каждый такой пример нужно очень тщательно разбирать и это занятие на много страниц. Здесь я могу сформулировать общую мысль, относительно различия, о котором говорю. Если животное запрограммированно в определённой ситуации на альтруистическое поведение, то человек помогает (кому бы то ни-было) сам. Я смею утверждать, что тут работают разные механизмы. Другими словами, альтруизм в человеческом варианте невозможно объяснить вне теории "self", а это уже совсем другая теория. Разумеется, здесь не место во всё это углубляться. В паре комментариев это не объяснишь подробно и с примерами.

Reply


Leave a comment

Up