В этом году из-за ненормально теплой осени Иркутское водохранилище долго не замерзало. Я с ностальгией вспоминал прошлогодние традиционные прогулки по льду водохранилища и успокаивал себя мыслью о том, что в этом году оторвусь за задержку в течение оставшейся зимы, потому что снега на льду будет на этот раз очень мало и можно будет уезжать очень далеко на протяжении всей зимы. Оставалось найти ответ на очень важный вопрос - как решить проблему с морозами. Дело в том, что климат в районе Иркутска имеет одну особенность - малоснежные зимы никогда не бывают теплыми. Возможность проверить свою морозостойкость предоставилась очень скоро, и произошло это именно в субботу 11 декабря. Я уже пробовал выехать на водохранилище в четверг, но столкнулся с кучей проблем. На тонкий лед выпало много снега и этот снег начал топить лед. Образовалось огромное количество вторичных трещин, разломов и наледей. Я знал, что это представляет лишь небольшую опасность замочить ноги, но психика нормального человека не позволяет получать удовольствие от езды по льду, когда рядом весело хлюпает водичка в огромных промоинах, а лед под колесами издает тяжелые звуки типа - "Уух-гуммм...". Кроме того, на обратном пути от Ершовского залива подул сильный северо-западный ветер - верный вестник приближающихся холодов, и мы с Сашей вернулись домой, готовые подождать еще пару дней.
И вот, наступила суббота. Термометр на старте показывал -31, дул слабый северо-западный ветер, и мы с Сашей решились на отважный поступок - проверить, как морозы отразились на прочности льда Иркутского водохранилища. Все утро мы провели за инвентаризацией нашего гардероба, извлекая на свет шерстяные носки и варежки, теплые куртки и обувь большого размера. Главной задачей было утепление конечностей. На всякий случай мы положили в карманы курток несколько толстых вязанных варежек, которые нам так и не пригодились. Саше я отдал свои собственные кроссовки, которые ей налезли на два шерстяных носка, а сам одел на толстый шерстяной носок свои старые армейские берцы, оставшиеся мне в наследство со времен моей службы в пожарной охране. Спустя 15 минут после старта, мы уже фотографировались на берегу Иркутского моря, недалеко от пляжа Якоби.
Зимний день короток. Закат караулил нас уже на первых километрах пути. Но солнце, как будто охотилось за нами, осторожно пробираясь вдоль береговых холмов, то прячась за ними, то осторожно выглядывая. Казалось, что оно так и собирается нас сопровождать на протяжении всего пути. Дальние берега терялись в туманной дымке, а на замезших разливах вторичных наледей весело цвели диковинные цветы-рафаэлки.
Конечная точка нашего пути - последний мыс перед входом в Мельниковский залив в десяти километрах от Иркутска. Туман здесь немного расступился, открыв четкие очертания ближайшего берега и даже далекий мыс, замыкающий Мельниковский залив с другой стороны. Мы остановились, чтобы сделать еще несколько снимков и немного полюбовались туманной радугой, нижний конец которой опирался на самую середину этого мыса.
Поразительно, но одежда была подобрана очень удачно. Мы на протяжении всего пути не только не беспокоились о том, что у нас что-то могло замерзнуть, но и вообще не испытывали никакого дискомфорта. Особенно это было странно, потому что пелена тумана создавала высокую влажность, и, несмотря на сильный мороз, с севера дул заметный ветерок. Мы для профилактики помахали руками и ногами и двинулись в обратный путь.
На обратном пути нам немного мешал встречный ветер. Солнцу, похоже, надоело играть с нами в кошки-мышки, и оно отправилось дальше в свое кругосветное путешествие, подарив нам на последок печальный и красивый декабрьский закат.
Стартовали мы в 14.50 и вернулись домой в 17.30, прокатавшись по морозцу целых 2 часа 40 минут. Общее пройденное расстояние составило 25 км. Фатбайки на низком давлении, которое при комнатной температуре составляло примерно 10 PSI, прекрасно ехали и по 20-сантиметровому слою сильно переметенного снега и по часто попадающимся большим ледяным полям с наплывами. Велосипеды в такой мороз работали неплохо. Тормоза Avid Juicy 5 немного уменьшили ход ручки, а у манеток Deore М511 была небольшая проблема - они поднимали только на одну звезду вместо трех, и еще иногда пропускали щелчок. Такая непривычная работа манеток не мешала нормально ими пользоваться, хотя переключаться приходилось часто, потому что мы постоянно то разгонялись на широких ледяных полях, то упорно гребли в 20 см снегу на передачах 1:2-1:3. Энергично ехать было трудно - голова при повышенной нагрузке немного кружилась, как в высокогорье - видимо, на морозе тоже имеет место гипоксия. Так, впервые в этом году фатбайк оставил свой след на льду Иркутского водохранилища.