В
предыдущей части мы с Вами обсуждали, что же такое ООО "Семья", почему семейные отношения строить так же сложно, как строить успешное предприятие и договорились, что будем использовать аналогии с успешными бизнес-практиками, чтобы повысить качество менеджмента личной жизни.
Итак, семья как единица создана, потребности проанализированы, контракты заключены. Что же дальше?
Этап 4. Нужен бизнес-план
Итак, предприятие открыто, пора действовать. При этом большинство традиций и мифов об ООО «Семья» сразу после заключения контракта переходят к фазе «и жили они долго и счастливо», тогда как в нормальных предприятиях только сейчас самая работа и начинается!
Нужны: миссия, стратегический план и бизнес-план на ближайший год. Ни одна компания без этих документов не действует в принципе. Миссия нужна чтобы понимать, зачем мы создали это ООО, стратегия - чтобы установить себе ориентиры на 5-10-15 лет,бизнес-план на год - чтобы не обанкротиться (не развестись) на первом же году функционирования.
Планировать нужно. Нет даже так: ПЛАНИРОВАТЬ НУЖНО. Точка.
Примеры успешных миссий компаний:
Миссия Газпрома - максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей России, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Миссия транспортной компании Аэрофлот - наиболее полное и безопасное обеспечение одной из фундаментальных свобод человека - свободы передвижения.
Миссия группы компаний ГАЗ. Производить коммерческую автомобильную технику, гарантирующую клиенту выгоды от приобретения благодаря бескомпромиссному качеству и надежному безупречному сервису, обеспеченными высочайшей компетенцией персонала, поставщиков-партнеров, инновациями в производство и продукты.
Миссия пивоваренной компании Балтика. Мы создаем качественный продукт, который дарит людям радость общения, делает их жизнь ярче и интереснее.
Примеры возможных миссий семей:
Мы собираемся жить вместе долго и счастливо, пока смерть не разлучит нас (самый, кстати, распространенный вариант в христианской культуре).
А Ваша миссия будет такой же или покреативнее?
Напишите ее прямо здесь: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Идем дальше, от миссии к стратегии.
Стратегия - это карта согласованных целей участников на 5-10 лет. В нее точно должны быть включены Ваши согласованные позиции по основным общепринятым достижениям семей, таким как приобретение крупной недвижимости, рождение детей, локация в конкретных населенных пунктах, о роде занятий каждого участника, о предполагаемых источниках и суммах доходов и их динамике.
И самое интересное - это бизнес-планирование. Для меня до сих пор остается загадкой, как некоторые семьи годами умудряются жить без планирования расходов - как Бог на душу положит, и находясь в режиме перманентного перехватывания денег до следующей зарплаты. Нет, на самом деле это может быть определенной бизнес-моделью, оптимальной в ряде случаев, но этот вариант также надо просчитывать заранее! При этом очень много случаев разводов по статистике связаны с неудовлетворительным состоянием финансовых потоков семей, либо с отсутствием согласия участников по вопросу управления финансами, и это факт. Банкротство экономическое нередко приводит к краху семейных отношений, поэтому очень важно, чтобы бизнес-план всегда был, с помощью его можно и планировать, и в режиме он-лайн корректировать свою политику расходов, и анализировать предыдущие финансовые периоды с точки зрения их эффективности.
Как говорят финансисты, стоимость фирмы в каждый момент времени определяется суммой стоимостей ее будущих финансовых потоков , и это то, чем руководитель предприятия обязан управлять и держать в поле своего зрения постоянно!
Так, на момент образования ООО «Семья» стоимость может быть разумно небольшой - учитывая потенциал членов семьи к некоему росту заработка и возможную помощь материнской компании в лице родителей. Далее стоимость в нормальном развитии отношений должна увеличиваться (хотя не исключены и некоторые кризисные периоды, которые при разумном планировании могут быть легко пройдены и решены за счет страхования рисков).
Отдельная тема - это как раз страхование. В моей личной жизни, слава Богу не у меня, но у моих знакомых уже случались ситуации, когда отсутствие страхования жизни и здоровья у основных источников доходов семейного бизнес-плана приводило к трагическим последствиям. Поэтому - оцениваем риски и страхуем, страхуем, тем более что сейчас на рынке довольно много предложений по депозитному крайне выгодному страхованию и самих основателей семей, и пр.
Очень важна и тема социального капитала. В приведенных мной примерах именно наличие социального капитала у семей позволило им не прийти к банкротству (и даже к разделению семьи вообще - детей просто моги отдать в детские дома), потому что как говорится всем миром помогли и решили финансовые вопросы. При этом социальный капитал - это не просто количество друзей-знакомых, но и качество друзей-знакомых, их гражданская позиция и способность активизировать механизмы самоорганизации в сложный момент. Возможно, это звучит несколько наигранно, но к выбору друзей семьи также надо подходить осознанно, в том числе исходя из принципа возможной взаимопомощи в сложных жизненных ситуациях.
Этап 5. Кто руководитель
Личность руководителя для фирмы очень важна. Кто же он - руководитель в семейных отношениях? В фирме это тот, кто принимает решения, которые затем приводятся в исполнение. Есть варианты, когда руководитель - муж, есть варианты - когда реальным руководителем, тем, кого всегда слушают при принятии решений по развитию семьи -является вовсе теща, или тесть, или даже друг или подруга одного из членов семьи. Одно понятно, что руководитель должен быть как минимум лично и кровно и вдолгую заинтересован в успехе предприятия, поэтому лучший вариант, когда решения принимаются только в кругу семьи как таковой, при этом выслушивая мнения со стороны в качестве экспертных.
Что насчет квалификации руководителя? Безусловно, и в семейных отношениях возможен вариант «приглашенного топ-менеджера» из другой фирмы ака «увела из семьи», но не так часто звездные топ-менеджеры так же звездно работают в другом предприятии, да и еще раз сменить предприятие они тоже могут спокойно. В этом случае вариант «растим топ-менеджера внутри компании» достаточно часто встречается, но если подходить к этому осознанно и предпринимать все меры по правильному взращиванию топ-менеджеров - успех подготовки руководителя значительно возрастет. И тогда на первый план выйдет вопрос удержания взращенного топ-менеджера, что часто достигается долгосрочной мотивацией, ранее заключенным контрактами и привлекательностью внутренней корпоративной среды. Ну, вы меня поняли. Слежка за топ-менеджером (а вдруг он уже в переговорах с другими компаниями) сама по себе ни к чему хорошему не приведет.
Этап 6. Эксперты по развитию бизнеса
В предыдущей главе мы обсуждали неадекватность руководителей ООО «Семья» извне - в виде тещи, тестя и «лучших» подруг. При этом фирмы на определенных этапах своего развития активно и успешно прибегают к услугам экспертов и консультантов по развитию бизнеса, для получения экспертной помощи высокой квалификации по вопросам, в которых сами сотрудники фирмы не являются такими уж экспертами, или для выхода из кризисных ситуаций.
Ключевые исходные данные, при которых привлечения эксперта может быть целесообразно:
1. Наличие проблемы , попытка проработки ее внутри фирмы и понимание, что квалификации сотрудников для ее решения не хватает
2. Подбор эксперта именно в той области, в которой есть проблема. Наличие подтвержденной квалификации эксперта, примеров его успешности в решении подобных проблем других предприятий
3. Независимость эксперта и сохранение им конфиденциальных данных.
Именно поэтому на самом деле отличными экспертами по развитию семейных отношений редко могут быть друзья и родственники - всем мешает п.3. Да и квалификация их не всегда в той самой области и не всегда успешная.
Как найти отличного независимого эксперта, есть ли они вообще? Безусловно, их меньше, чем на рынке бизнес-консультирования. … (тут может быть Ваша реклама)
На сегодня пока все, а следующей части мы приложим модель 5 конкурентных сил Портера к ООО "Семья" и подробно разберем барьеры входа на наш рынок, а также обсудим текучесть и вовлеченность сотрудников нашей фирмы.
До скорой встречи,
Ваша,
вошедшая во вкус Блондинка