Если честно, хочется написать только одну фразу.
Это очень круто.
Все.
Если бы я до этого фильма уже не занесла Иньяритту в список любимых, режиссеров, после "Бердмэна" я бы точно бегала и кричала: кто этот прекрасный человек, который снял этот прекрасный фильм? Я хочу его знать!
А так - я была уверена, что будет в любом случае небанально, драматично и пронзительно.
Так и получилось.
Небанально - еще как! С первых кадров, в которых главный герой левитирует в своей гримерке - и до конца, где... не буду спойлерить. Хотя вроде бы - ну что особенного, ну театр, постановка, ну творческие мучения вроде того, актеришка ли я в маске супергероя дрожащий, или право на подмостки и хвалебные рецензии имею. Ну еще любовницы там, бывшие жены, дочь с проблемами... ну ничего ведь из ряда вон? А вот просто так снято, что проживаешь это все, пропускаешь через себя, через кожу, через душу и прямо трясет и колбасит.
Драматично - да, да, еще раз да. Потому что понимаешь, что это не про Бердмэна, не про театр, а про тебя - сделал ли ты хоть что-то настоящее в жизни, запомнят ли люди тебя или твою маску, занят ли был ты собой, замечал ли своих близких, давал ли им тепло и поддержку или экономил за счет них силы на решение своих проблем, задач и душевных мук. И у каждого есть свой бердмэн, подающий свой голос из-за плеча и сбивающий с пути, нагоняющий страх, лишающий уверенности, подбивающий искать пути полегче. Это близко каждому, поэтому и круто.
Пронзительно - очень. Актеры не просто хорошо делают свое дело, они как будто выворачивают себя наизнанку - вот, смотрите, здесь мне больно, а тут у меня комплекс, а это вот застарелая травма, а там - мои страхи. Все они играют немножко самих себя, и это не халява, а откровенность.
Майкл Китон, конечно, в первую очередь. Почему я раньше нигде не видела его и не запоминала? Прямо сюрреалистическое совпадение и взаимодополнение реальности и фильма. И если его герой в фильме сомневается и мучается то насчет Китона сомнений нет - он достоин того, чтобы оставить в прошлом маску и черный плащ. Он держит зрителя в кулаке весь фильм.
И также отдельно хочется сказать про Эдварда Нортона. Это лучшая его роль за последние 16 лет, как по мне. Я не понимаю, почему он так редко нас радует!! Он прекрасен, он крут, он жжет! Я снова влюбилась.
А еще было неожиданно! Потому что юмора я от Иньяритту как-то не ожидала. А в фильме его очень много. Мрачноватого, откровенного, переходящего в сатиру, а то и в гротеск, всякого. И это тоже было здорово!
Я нечасто упоминаю о саундтреке и операторской работе, потому что обычно, если это просто хорошо сделано, этого просто не замечаешь - такие вещи призваны лишь оттенять фильм, решать свои задачи, не отвлекая на себя внимание. Но когда это вызывает отдельный восторг - это нельзя не заметить.
Камера следует за героями, не отрываясь, приближена на максимально возможное расстояние, отчего такое чувство, что и ты прилеплен к героям и почти сливаешься с ними. Вот эта близость, проникновение, такая безыскусная вроде бы, но вместе с тем профессиональная манера съемки - это все работает на фильм, на то, чтобы он произвел неизгладимое впечатление.
И музыка. Музыка офигенная. Эти барабаны, то затихающие, то набирающие темп и громкость - как нельзя лучше дополняет бьюееся сердце, отзывающееся на все, что ты видишь на экране.
В общем, это очень круто. И все.