Первая информация, которая везде всплывает про этот сериал - то, что он про больницу начала века.
А по мне так главное, что надо знать - это детище Стивена Содерберга.
Потому что все аналогии с Аббатством Даунтон и Анатомией страсти - они ложные. Да, есть больница, врачи, операции. Да, все это в исторических костюмах и интерьерах. Но КАК это все, с каким духом, настроением, как снято - вот это все Содерберг. Он тут не просто свадебный генерал, он тут и режиссер, и оператор, и монтажер и вообще задает тон всему. И делает это в своем духе (если считать что дух Содерберга больше виден в Заражении, а не в друзьях Оушена). И я вам скажу, если он и правда больше не снимет ни одного фильма, а сосредоточится на сериалах - я вообще не буду против! Потому что хорошего режиссерского кино все-таки хватает, а вот сериалов такого уровня - днем с огнем.
Сюжет. В центре мироздания сериала - как светило медицины в городе - больница Ник. Больница частная, чтобы привлечь инвесторов они выпендриваются, проводят всякие новые операции, ищут новые методы лечения. Вокруг этого светоча передовой медицины крутятся планеты. Самая крупная и весомая - доктор Тэккери, гений, трудоголик и по совместительству наркоман. Тут хочется остановиться особо, потому что при всех сравнениях с доктором Хаусом, это особый герой. При всей моей нелюбви к Клайву Оуэну (мне он кажется везде человеком без лица, без харатера, без стержня, без смысла) - это его лучшая роль, он прекрасен здесь. Яркий, харизматичный, влюбляющий в себя и отталкивающий одновременно, герой и сволочь, мерзкий и офигенный, фанатик и жертва. Он помешан на медицине и лечении того, что пока не лечится. Он готов принести в жертву не только себя, но и пожалуй любого если это потребуется для медицинской науки. Он и к кокаину пристрастился ради приступов энергии и работоспособности, которые он приносит (ну и потому что в те годы еще не знали, какое это пагубное пристрастие, конечно). И что здорово - героя не выбеливают, не оправдывают. Мы увидим всю глубину его падения также как вышину, на оторую он способен воспарить.
Вокруг доктора Тэккери обращаются как спутники его преемники со своими семейными и личными особенностями, а также новый чернокожий врач, который намерен выбиться в люди и всем все доказать. Таже в этой системе есть семья владельцев, где выросшая дочурка вместо замужа занимается больницей и заодно подпольным романом. Есть обслуживающий персонал, санитар скорой помощи, размахивающий битой, чтобы как можно больше зараюотать на каждом доставленном в больницу пациенте, есть монашка, промышляющая подпольными абортами. И хоть это звучит даже комично, все это совсем не смешно.
При том,что почти все герои - очень живые и обаятельные, даже проступки которых можно понять - хорошего будет мало. Атмосфера в сериале очень мрачная. Но не унылая, а просто вот такая честность как дневной свет, выделяющий темные грязные углы. Вот этой милой ностальгии "ах красивое же было время, галантность и достоинство" - нет и в помине. Вокруг грязно, антисанитария, крысы и невежество. Медицина только на пути нахлождения многих методов и лекарств из тех без которых сегодняя ее трудно представить. И операции в сериале - зрелище более жуткое и кровавое чем в иных - бандитские разборки, перестрелки и убийства. Ужинать под сериал не стоит.
В общем никакого нафталина нет. Напротив, несмотря на вековую давность, чувствуется в воздухе сериала, что это время перемен. Все меняется, старая почва уходит из под ног и герои нащупывают новую. Тэкери ищет новые методы лечения, придумывает новые операции, богачи вкладывают деньги в рискованные проекты вроде строительства метро, скорая с лошадной повозки пересаживается в автомобиль, который ломается на каждом шагу, кое-какие дамы задумываются о том что могут не только сидеть с вышивкой в гостиной, но и заниматься более интересными делами, кое-какие чернокожие вопреки всеобщему ропоту лезут вперед и пытаются доказать что имеют право и способности не хуже белых. Много энергии, энтузиазма. Но никакого ложного оптимизма. Не все будет хорошо. Не у всех получится. Не все справятся. Много никак не исправить и не вылечить.
И вот такой атмосфере во многом способствует сама картинка и саундтрек.
Сначала электронная музыа кажется здесь неуместной. Вообще. А потом невозможно представить ничег другого. Настолько органично она передает вот это настроение новых времен, новшеств, исканий. И в то же время задает тревожное зыбкое настроение, которое и свойственно в целом сериалу.
Принципиальным решением было снимать в "естественном" освещении. То есть если операционная освещена свечами - так и снимаем. Если герой идет по темному коридору - то на экране действительно темно и ни черта не видать. Если первые электрические лампочки перегорели - мы погружаемся вместе со всеми во мрак. И это очень, очень круто выглядит! И вызывает доверие к сериалу, к его достоверности, к жизни, которая там, в нем. Про классные планы, ракурсы и общее киношное качество съемок - молчу, мне вообще кажется что Содерберг с огромным удовольствием и остервенением делал сам все что мог в этом проекте, и делал со всем своим профессионализмом. Может быть даже развернулся так, как не давали в кино.
Подводя итог. Сериал определенно не для всех, слишком уж мрачный по атмосфере, даже жестокий к героям и зрителям.Но для тех, кому хочется чего-то отличного от сериального мэйнстрима, кто устал от банальностей и штампов, от приглаженности и простоты других проектов - вот то, что надо. Для меня просто бальзам на жаждущую драмы душу.
И вычериваю в
сериальном флешмобепункт 10. Сериал о чьей-либо работе