Необходимая ремарка. Речь не о пациентах психушки, а о сотрудниках нью-йоркского рекламного агентства 60-х годов, расположенного, как и большинство подобных компаний, на Мэдисон авеню (Madison Avenue). Отсюда и название - Mad Men.Так Люди с Мэдисон, т.е. рекламщики, при буквальном переводе превращаются в Безумцев.
Этот сериал в свое время стал сенсацией среди себе подобных. Он получил кучу премий и стал символом скурпулезного реконструирования эпохи и вдумчивого просмотра.
"Безумцы" на самом деле выделяются из общей массы сериалов. Это исследование не только человека, но и истории. Причем истории не полувымышленной, а реальной. Меняются не только герои, и их судьба. Меняется время.
1 сезон - самое начало 60-х, которое на самом деле еще продолжение 50-х. Это золотое время безмятежности, незамысловатого благополучия. Все довольны собой, будущее предвещает лишь хорошие перемены. Женщины - женственны, а мужчины - мужественны. Домохозяйки ходят дома не в старых замызганных халатах и спортивных костюмах, а всегда при параде - и утром, готовя завтрак, и днем, занимаясь хозяйством, и ночью, ложась с мужем в постель. Работающие женщины еще в первую очередь женщины, а только потом - работающие. Они еще используют весь арсенал своих женских ухищрений и не скрывают намерения найти мужа на работе. Мужчины - в костюмах и шляпах, даже самые невзрачные из них выглядят очень брутально, значительно в таком облачении, с неизменной сигаретой и бокалом виски в руках. Они не воспринимают женщин как конкурентов, подают им руки и встают при их появлении.
На наших глазах у героев появляются, обозначая появление в обществе первые телевизоры, первые ксероксы, первые вибраторы, первые колготки, первые бикини. Это яркие маяки времени, истории вызывают и приятное чувство узнавания, и грусть по уходящим временам, и тревогу. Ведь мы-то знаем, что вскоре после самоубийства Мэрилин последует убйство Кеннеди, а там и до Вьетнама недалеко. Знаем, что вскоре всеобщее курение станет меньшим злом по сравнению с первыми тяжелыми наркотиками. Знаем, что скоро на смену сладкоголосому Синатре придет бунтарский рок-н-ролл и чинные пышные юбки сменятся вызывающим революционным мини, а вместе со всем этим закончится и это время, наступит совсем другая эпоха, время начнет нестись все быстрее и все понесутся в бешеном темпе вслед за ним все скорее и скорее. И не будет уже времени спокойно посидеть в кабинете и выпить свой бокал виски в разгар рабочего дня.
Чувствуется, что авторы вложили в фильм именно это настроение - грусть по 60-м. Он наполнен не жаждой перемен, в нем нет устремленности в будущее. Он пропитан насквозь горькой ностальгией по тому времени, когда мир имеел четкие границы, когда царила размеренность, уверенная благодушная неторопливость сродни той, когда сидишь на крыльце своего дома с бокалом виски, дома у тебя семья и все прекрасно, а ты смотришь на закат и понимаешь что тебе хорошо. Это не острое счастье, не визгливый восторг, не захватывающий адреналиновый угар. Это спокойствие и мир на душе.
В последующих сезонах обстановка становится все более тревожной. Особенно это чувствуется в конце третьего сезона. В один момент все меняется, мир рушится, земля уходи из под ног. Незыблемый покой сменяется тревогой и чувством, что все уже будет не так, как прежде. Герои говорят себе и друг другу, что все будет хорошо, но не так уже и уверены в этом.
Герои. Это тот редкий сериал, когда авторы не обрисовывают суть героев с первых же серий в нескольких штрихах, не загоняют их в типажные стойла. Герои непонятны, многослойны, этим и интересны. Их действия не всегда понятны, мотивы не всегда видны с первого взгляда, но их интересно анализировать.
Дон очень странный главный герой. Он замкнутый, молчаливый, соврешенно непонятно, что у него в голове. По сути, он лидер в своей компании, к нему прислушиваются, его уважают. Но вместе с тем он панически боится обязательств и привязанностей. Казалось бы, у него идеальный дом, прекрасная жена, но он не торопится туда и использует каждую возможность для адюльтера. Он одинок повсюду - и на работе и дома, и с любовницами. Это одиночество - как дыра внутри него, которую он не может ничем заткнуть и уже оставил попытки.
Элизабет, Бетти - идеальная образцовая жена с картинки. Платья идеальные, прическа идеальная, но в глазах тоже какая-то пустота. Чем дальше, тем все больше видно, что она живет по инерции, по той самой картинке, которая заложена у нее в голове как программа действий на всю жизнь. Но внутри ее тоже это тяготит. Она пустая, как тряпичная кукла. Она холодная как рыба. Внешне все хорошо, но тепла, ласки, жизнерадостности в ней нет. Она всегда печальна и как бы настороже. она смотрит на мир исподлобья. Часто она кажется капризным ребенком, который что-то хочет, но не знает, что именно, и поэтому иногда капризничает и плачет.
Роджер Стерлинг - этакий не отягощенный проблемами плейбой. У него все есть, причем это все он не заработал тяжким трудом, а получил в наследство. Компания работает как будто и без его участия, жена и дочь не требуют особого присутствия в их жизни, женщины с радостью дарят ему свое внимание. Но и Роджер не так уж и счастлив, как кажется. За маской человека, у которого все легко и радостно, нет-нет, да и проглянет все тот же усталый человек, который не знает, зачем живет.
Джоан - это главная визуальная достопримечательность сериала для меня. Она шикарная, божественна, непостижимо женственная и прекрасна. Она как прекрасная античная статуя, вдруг ожившая, надевшая платье и начавшая говорить. На первый взгляд она кажется охотницей за богатым мужем, но и тут не все просто. Прекрасно зная эффект, производимый на мужчин, она вовсе не торопится конвертировать его в материальные блага. Она красуется и кокетничает, но так и остается недоступной.
Пегги Олсен - моя любимица (как, впрочем, и большинства девушек, я думаю). Пегги олицетворяет в этом сериале трудный путь женщины в 60-х от незаметной и услужливой секретарши, объекта сальных шуточек, до полноценного коллеги, заслуживающего равного с мужчинами к себе отношения. Мы видим, как нелегок был этот путь, сколько препятсвий стояло на пути женщин и сколько мужества, выдержки и силы характера им потребовалось в борьбе за свои права. Очень инетерсно наблюдать изменения в Пегги, видеть как она растет профессионально, как она из невзрачной гесеницы постепенно превращается в бабочку.
Есть много другх героев, ярких и не очень, но все они вносят свою лепту, создают иллюзию реальной жизни, за которой мы наблюдаем, вносят свои штрихи в портрет эпохи.
Что интересно. Эта эпоха была совсем недавно, всего-то 50 лет назад. Но по многим параметрам это была совсем другая жизнь, непохожая на сегодняшнюю. Все курят и пьют, не переставая, потому что для них рака легких и цирроза пока не существует. СПИДа тоже пока не существует. И наркомании. Все ездят пьяными за рулем, потому что машины еще не носятся с бешеными скоростями в безумном количестве.
Отношения между мужчинами и женщинами тоже существенно изменились за это время. Странно смотреть, как девушки раскручивают своих коллег-мужчин оплатить из обед, застенчиво улыбаются и опускают взор в ответ на недвусмысленные, грубые шутки в свой адрес. Девушка в офисе может быть только секретаршей, настоящие хозяева жизни - мужчины. Они ходят павлинами, щиплют секретарш за задницы и относятся к ним по-хозяйски. Мечта жизни каждой женщины - выйти замуж и осесть в пригороде. Они и на работу ходят только затем, чтобы встретить там будущего мужа и воплотить свою мечту.
Все это как бы уже ушло в прошлое, мир изменился. Но я четко осознаю, что все это кажется диким и устаревшим только американцам или европейцам, а у нас еще не все из этого отмерло. В чем-то у нас до сих пор 60-е. Гинеколог, который не стесняясь задает вопросы о твоей личной жизни и отпускает комментарии и советы - да это у нас на каждом шагу. Еще и грубят. Зарплату женщинам так и платят меньше. Приставания на работе (от начальника) у нас до сих пор в порядке вещей. К геям такое же средневековое отношение.
Мда... вот тут и видно, на сколько лет мы отстали от всего мира.
Недостаток. Смотреть "Безумцев" не всем будет интересно. В нем почти нет резких поворотов сюжета, длинных развивающихся от серии к серии интриг. Говорят, что действие в нем развивается со скоростью тающего ледника или растущего газона. Это действительно так, динамичным его не назовешь. Но в него приятно погружаться и увязать как будто с головой в этой обстановке, этом времени.