Сразу скажу: я не претендую ни на особое знание предмета, ни на стопроцентную достоверность. Просто я много читаю про сериалы, и в статьях часто встречаются эти понятия. Какие-то широкоизвестны, какие-то - менее известны, но я решила собрать все в кучу для себя. И еще важно - здесь не цитаты из других источников, а то, как я понимаю их для себя после изучения предмета.
Прежде всего
Сериал - продукт, созданный специально для показа по ТВ, состоящий из более чем двух серий. Есть свои разновидности (мини-сериалы, теленовеллы и т.д.), но любой многосерийный телепродукт - это сериал. У нас в России очень не любят это слово, оно ассоциируется с чем-то, сделанным спустя рукава, на скорую руку, изначально сомнительного качества. Чуть ли не каждый сериальный режиссер норовит сказать про свое детище что-то вроде "Мы все делали так хорошо, мы так старались,что у нас получился совсем не сериал, скорее это многосерийный фильм". То есть у нас сериал подразумевает говно-качество, а вот для фильма уже надо постараться. Стоит ли удивляться, что качественные российские сериалы можно пересчитать по пальцам одной руки? Так вот, "Семнадцать мгновений весны" - это сериал, так же как и "Шерлок" - сериал, хоть каждый его сезон состоит всего их трех серий.
Мини-сериал. Это понятие применяют в основном в Америке к тем сериалам, которые с самого начала планируются, как законченная история длительностью в несколько серий и имеют один сезон. Часто это экранизации литературных произведений (что и понятно - как бы шоу не было популярно, если книжка уже пересказана, на второй сезон не продлишь). В Британии хоть и снимают очень много того, что по американским меркам можно назвать "минисериал", сами британцы называют это именно "сериал". Просто по традиции сезоны у них не длинее 8 серий (чаще от 3 до 6).
То есть "Бригада", "Идиот", "Если наступит завтра" - это все минисериалы, а вот тот же "Шерлок" - уже сериал.
Часто люди, не вдающиеся в подробности сериальной индустрии, называют все без разбора "мыльными операми", тогда как это неверно.
Мыльная опера - отдельный жанр. У мыльной оперы нет начала и конца, нет определенного сюжета, нет определенного количества серий (серий просто бесконечно много, мыльные оперы продолжаются годами и даже десятилетиями). Мыльная опера не имеет сезонов, она выходит каждый будний день практически без перерывов. Чаще всего мыльная опера рассказывает про жизнь какой-то семьи или нескольких семей со всеми их повседневными горестями и радостями и бесконечными разговорами. Основные герои могут стареть, умирать, исчезать, но им на смену приходят, приезжают, рождаются новые и мыльная опера все продолжается и продолжается. Основной экшен в мыльных операх - разговоры. Они все там ходят туда-сюда и разговаривают друг с другом, при этом пересказывая услышанные ранее разговоры. Значительные события происходят крайне редко, а потом обмусоливаются на протяжении сотни серий.
Яркий пример - "Санта-Барбара".
Кстати, долгожительство сериала вовсе не говорит о его "мыльности". Например, "Скорая помощь" мылом не является, хотя и насчитывает 15 сезонов, то есть шла по ТВ 15 лет, на 6 лет дольше "Санта-Барбары".
Теленовелла - ближайший родственник мыльной оперы. Но в отличие от мыльной оперы, у теленовеллы есть некий сюжетный каркас, просто он растянут на очень много серий, и ожидаемый финал может оттягиваться по необходимости. Серий может быть 60, может быть 200, но всем ясно, что когда-то это закончится, более того, сценаристы знают, чем все закончится (свадьба - наиболее вероятный финал).
Примеры: "Татьянин день", "Дикий ангел".
Как еще можно поделить сериалы?
Еще лет 5 назад на американском телевидении было четкое деление на комедию и драму. Причем комедии были в основном представлены ситкомами. Сейчас же понятия размываются.
Ситком (ситуационная комедия) значит не то, что герои попадают в комедийные ситуации, а то, что действие разворачивается в одном и том же месте (ситуации) с одними и теми же героями. Наверное, больше, чем половина серий "Друзей" начинается на одном и том же диване.
Традиционно продолжительность ситкома 20-25 минуты (полчаса вместе с рекламой).
Яркий пример, конечно же, "Друзья"
Упомянув о ситкоме, нельзя не вспомнить про бич это жанра - закадровый смех. Очень долго это было визитной карточкой ситкомов. Если после каждого слова героев ржут как кони невидимые зрители - значит это ситком. Сейчас этот феномен встречается все реже и реже. Изначально закадровый смех появился, потому что первые ситкомы снимали в павильонах со зрителями, затем эта фишка как-то прижилась и стали просто накладывать звуковую дорожку с записанным смехом.
Закадровый смех вовсе не призван показывать глупому зрителю, "где лопата" (как считают многие). Скорее он создает у зрителя эффект единения с некоторой аудиторией. Сейчас, в наш век всеобщего разобщения (каламбур, ха-ха) нам этого не понять, но раньше считалось, что человеку психологически тяжело смеяться в голос, когда он один в пустой квартире. А смеяться-то надо, комедия все-таки. Вот эти закадровые хохотуны и помогали зрителям-одиночкам расслабиться.
Драма, драматический сериал - это вовсе не значит, что действие поистине драматично. Скорее, это значит, что сериал более жизненный, главное там - не рассмешить зрителя. В драмах, как и в жизни, смех и слезы рядом. Драма может быть медицинской, полицейской, семейной, какой угодно. В 90% случаев продолжительность серии в драме 45-50 минут (час с рекламой). Хотя, например, у "Секса в большом городе" короткие серии - 25-30 минут.
"Отчаянные домохозяйки", "Анатомия страсти", "Хорошая жена" - все это драмы.
Есть еще классификация сериалов по строению сюжета.
Вертикальный сериал - каждая серия является по сути самостоятельной частью. Преимущество такого сериала в том, что можно начинать смотреть его с любого места, можно пропускать серии без ущерба для понимания. Есть определенные главные герои, но отношения между ними давно устоявшиеся и не меняются на протяжении сериала, а если и меняются, то очень медленно и не влияют на события. Можно даже почти ничего не знать о личной жизни героев. Яркий пример тому - сериалы про Коломбо и Пуаро. Вертикальным может быть не только процедуал. Большинство ситкомов верикальные - можно смотреть их не с начала и быстро разобраться, что к чему. Или вот, например, "Дживс и Вустер"- вертикальный, хоть и не процедуал и не ситком.
Горизонтальный (линейный) сериал - все серии связаны друг с другом, пропускать их не желательно, можно утратить понимание происходящих событий. Преимущество таких сериалов в большей эмоциональной вовлеченности зрителя, сопереживании, привыкании к персонажам, когда они становятся как родные. Все мыльные оперы и теленовеллы, конечно же, горизонтальные. Но вообще сериалы, в которых рассказывается определенная история или акцент сделан на личных взаимоотношениях персонажей - линейные. "Отчаянные домохозяйки", "Секс в большом городе" - горизонтальные. "Экшены" тоже линейные по большей части: "24 часа", "Побег из тюрьмы".
Процедуал (процедурная драма) - вертикальный сериал, в котором рассматривается какая-то профессиональная деятельность. Главное в таком сериале - не отношения между персонажами, а дело, которым они занимаются. Причем в каждой серии есть "дело недели" (это тоже устоявшееся выражение). Изначально процедуалы были в основном детективными (Закон и порядок, Коломбо, Она написала убийство). Но сейчас есть и медицинские, и пожарные, и мистические процедуалы. Процедуалом по сути являются и "Секретные материалы", и "Медиум", и "Сверхъестественное", и "Доктор Хаус". В классике процедуалов строго вертикальный сюжет, практически нет развития персонажей и отношений между ними. В современных процедуалах последних лет отношения между персонажами становятся все более и более значимыми. Они по-прежнему разворачиваются на фоне "дел недели", но все-таки развиваются и являются важной частью повествования ("Анатомия страсти", "Хорошая жена", тот же "Хаус".
Есть и веритикально-линейные сериалы. Например, в сериале "Вероника Марс" в каждой серии есть "дело недели", но помимо этого на прояжении всего первого сезона продолжается расследование "главного дела", почти в каждой серии появляются какие-то детали, с "главным делом" связанные.
Арка, арочный сюжет - несколько серий, связанных общей сюжетной линией. Пример арочной связки: в одной серии выслеживают преступника и ловят его, а в другой серии выясняется, что он сбежал из тюрьмы и хочет отомстить тем, кто его поймал. Арочные серии не обязательно идут друг за другом, они могут быть разделены другими эпизодами, не связанными с ними сюжетно. Часто бывает, что в начале сезона идут "отдельные" серии, а ближе к концу появляется арка. Например, в "Суперах" почти во всех сезонах именно так, а в "Грани" количество арочных серий все больше увеличивается к концу сериала, и последний сезон полностью арочный. В общем, арка - способ сделать повествование в вертикальном сериале более горизонтальным а то и вовсе "сменить ориентацию".
Откуда могут появиться сериалы.
Адаптация - это когда сериал, успешный в одной стране, переснимается в другой стране. Не тырится идея и делается "своя версия", а покупаются права, переносятся персонажи и сюжет. "Счастливы вместе" - адаптация американского ситкома "Женаты с детьми", а вот "Элементарно" - не адаптация "Шерлока". Адаптация может быть практически дословной (те же Букины), а может основываться только на главной сюжетной линии. Например, "Дурнушку Бетти", адаптация колумбийской теленовеллы "Я - Бетти, страшилка", совсем не похожа на оригинал, а наша, российская адаптация - "Не родись красивой", куда ближе к первоисточнику. У нас адаптации не очень любят, потому что надо платить. Гораздо проще стащить идею и снять "Доктора Тырсу", а еще лучше - объединить несколько идей и снять "Интернов".
Спин-офф - сериал, в котором главным героем становится второстепенный персонаж другого известного сериала. Чаще всего спин-оффы не слишком успешны, потому что на одном персонаже, даже полюбившемся, далеко не уедешь, вот и получается лишь бледная копия оригинала. "Частная практика" уже загнулась, а "Анатомия страсти" до сих пор процветает, про "Джоуи" вообще молчу. Но есть и хорошие примеры, например, говорят, что "Ангел", спин-офф "Баффи", довольно неплох.
Переходим к процессу создания.
Шоураннер - человек, который "рулит" сериалом, осуществляет идейное руководство. Это не продюсер, который курирует производственные вопросы закрытия/открытия/бюджета/направления движения. Это не режиссер и не сценарист, потому что во многих случаях, особенно у успешных сериалов, в каждой серии может быть свой сценарист и свой режиссер. Это человек, у которого в голове генеральная картина сериала - как он должен выглядеть, что там должно происходить. Часто шоураннер плотно занимается сценарием и режиссурой в самом начале, пишет сценарий (или сценарный план, или диалоги) первых эпизодов, или снимает как режиссер первые серии, до тех пор, пока шоу не встанет на ноги и сделает первые твердые шаги. А потом уже шоураннер осуществляет лишь общее руководство проектом, курирует сценаристов и режиссеров. Самые известные (мне) шоураннеры - Дж.Дж. Абрамс, Эрик Крипке, Шонда Раймс, Райан Мерфи, Алан Болл, Аарон Соркин. Имена этих людей говорят сами за себя о качестве продукта, его основных идеях и способах воплощения.
Каст, кастинг - состав актеров. Мискастинг - неудачный выбор актера (не подходит по фактуре, не справляется с ролью). В основном разговоры о кастинге и особенно мискасте начинаются, когда сериал основан на каком-то известном литературном произведении или фильме, то есть когда речь идет о персонажах, о которых у зрителей уже есть свое предсавление. Например, в кастинг "Игры престолов" обсуждался задолго до выхода сериала, причем очень бурно.
Пилот, пилотный эпизод - не всегда первый эпизод сериала, как считают многие. Это серия, которая снимается специально для предварительного просмотра руководством канала, после которого принимается решение, будет ли канал показывать этот сериал. Задача пилота - показать тематику, интригу, героев, язык сериала. В орбщем, это "пробник" сериала. Если решение положительное - сериал снимается, при этом в качестве первого эпизода может остаться пилотная серия, а могут ее и переснять, если решат приберечь какой-то сюжетный ход на потом, или, например, если решено заменить какого-то актера. Если решение канала по пилоту отрицательное - он отправляется в мусорку. На практике из 20-30 просмотренных пилотов канал заказывает всего 4-10.
Сезон начинается осенью, в сентябре. Стартуют новые потенциально успешные сериалы, возвращаются из отпуска старые и любимые. Серии показывают до середины декабря. Потом наступает хиатус - перерыв на рождественские праздники, когда все празднуют, разъезжаются кто куда и телесмотрение падает. Сериалы, стартовавшие с низким рейтингом, в это время закрываются. Заказанные наполовину (12-13 серий), но стартовавшие успешно, продлеваются до конца сезона или даже на следующий сезон. В январе сезон снова продолжается. Успешные сериалы идут до конца мая. На смену закрывшимся в декабре приходят другие, специально отложенные на это время по причине того, что в их успешности были сомнения. Новички так же идут до мая, а затем либо продляются и показываются летом, либо закрываются. В мае официально сезон заканчивается. В это же время происходит набор бойцов на грядущий в сентябре новый сезон (просмотр пилотов и т.д.). Летом каналы показывают повторы и запускают новинки - либо сериалы второго и третьего эшелона, либо наоборот, прибереженные для этого времени, чтобы "выстрелить", когда не будет конкурентов (но это все же редкость).
Хиатус - перерыв посреди сезона. В основном он связан с рождественскими праздниками, но может быть и вынужденным. Например, у многих сериалов был хиатус во время забастовки сценаристов.
Рейтинг - количество зрительской аудитории сериала (не в людях, а в процентах от общей зрительской массы). Несмотря на торренты и всякие другие интернеты, телевизионный рейтинг - все еще основной способ оценки успешности сериала и его привлекательности для зрителей. Именно по причине рейтинга существуют неоправданно долго одни сериалы, тогда как другие закрывают незаслуженно быстро. Во многих случаях низкий рейтинг (или падение рейтинга) действительно говорит о том, что с сериалом что-то не так. Но есть выдающиеся истории. Например, сериал "Светлячок" закрыли после первого сезона, но за это время у него появилось довольно большое количество очень преданных поклонников, которые спустя годы регулярно пересматривают сериал, обсуждают его до сих пор, косплеят и т.д. Благодаря поклонникам этот сериал считается культовым и легендарным, хотя рейтинги у него были низкие. Очень интересная история сложилась с "Вероникой Марс", которая еле-еле продержалась три сезона и была закрыта в 2007 г. но успела за это время заполучить преданных поклонников. Когда недавно создатели сериала бросили фэнам клич о том, что собирают деньги на съемки полнометражного фильма по сериалу, 2 млн долларов были собраны людьми кажется за сутки. И еще необычная история у сериала "Сообщество", который закрыли из-за низких рейтингов, но фанаты просто завалили канал гневными письмами и слезными мольбами, после чего сериал снова "открыли". А вот "Сверъествественное", наоборот, по идее завершился в 5 сезоне, но рейтинги были высокие и решено было продолжить шоу, пожертвовав шоураннером и целостностью истории.
Канал. Для большинства зрителей это незначительная информация, однако для посвященных название канала, заказавшего и транслирующего сериал, говорит о многом, потому что у каждого канала - своя аудитория и свои предпочтения. CBS, ABC, NBC, FOX - "гиганты", ориентирующиеся на семейную аудиторию и женщин. С одной стороны, это определенный уровень, с другой стороны - "семейность", что не всегда хорошо. А есть еще кабельные каналы, из которых наиболее известны HBO и Showtime. А все потому, что они плюют на цензуру и семейную аудиторию, расчитывая на взрослых зрителей, которые и оплачивают подписку на канал. Их сериалы - это спорные темы, мат, секс, наркотики и жизнь во всем разнообразии. HBO - это "Клан Сопрано", "Секс в большом городе", "Настоящая кровь", "Игра престолов", "Подпольная империя". Showtime - это Калифрения, Дурман (Косяки), Декстер, Родина. В общем, я обращаю пристальное внимание на продукцию этих каналов и собираюсь посмоотреть у них все.
Прыжок через акулу. Это понятие обозначает момент, когда сериал достиг пика популярности и его качество начало стремительно падать. Чувствуется, что всем шоу уже поднадоело, былой энтузиазм и свежесть пропали. Сюжеты высасываются из пальца, повторяются уже использованные шутки и приемы, в общем, шоу начинает тухнуть прямо у нас на глазах. В общем, это такой момент, когда все отчетливо понимают: сериал уже не тот, что прежде, надо было попрощаться с ним раньше.
А теперь выражения из обихода сценаристов.
Библия - сборник основной информации о действующих лицах и основных событиях сериала. По идее, "библия" должна быть в каждом сериале по той причине, что сценаристов много, они могут работать над разными частями одного эпизода, могут писать разные эпизоды одновременно, могут приходить и уходить. Но если герой в первом сезоне, скажем, упомянул, что ненавидит яблоки с детства, мы не должны видеть его в другом эпизоде радостно хрустящим яблоком или покупающим эти фрукты (конечно если на это нет специального объяснения). Если мы знаем, что у героини умер папа, когда ей было 6, она не может рассказывать кому-нибудь историю о том, как в 10 лет папа водил ее на бейсбол. А так как действующих лиц обычно много и у каждого из них свои привычки, особенности, своя история, но все это невозможно держать в голове постоянно - вот для этого и создается "библия".
Вселенная - мир, в котором живут герои сериалов. Понятие применяется в основном к фантастическим и митическим сериалам. Сериалы, даже, казалось бы, одной тематики, имеют разные вселенные, отличающиеся деталями. У "Настоящей крови" и "Дневников вампира" вселенные разные, хотя и там и там есть вампиры. А может быть наоборот: разные сериалы существуют в одной вселенной, например различные "Звездные врата".
Мифология - часть вселенной сериала. Это законы, по котором существует мир сериала, правила, которые в нем действуют, возможности, которыми обладают герои и пространство вокруг них. Например, по мифологии "Дневников вампира" корвососы боятся вербены, а в "Настоящей крови" - серебра. Мифология может включать в себя историю возникновения мира, в котором живут герои (например, в постапокалиптических сериалах), собрание легенд и мифов этого мира. В общем, мифология - это все необычное в действительности сериала, все то, что отличается от нашей реальности.
Клифф, клиффхенгер (сliffhanger - висящий над пропастью) - обрыв повествования "на самом интересном месте". Он включает в себя и создание этого самого интересного места (кризисная ситуация, в которую попали герои, или какое-то неожиданное происшествие, или интригующие слова, произнесенные каким-то персонажем), и собственно обрыв. Это прием используется сознательно - для удержания внимания зрителей до следующего эпизода или даже сезона. Клиффы могут быть глобальные, меняющие ход истории, или локальные, для интереса. Например, когда в мыле героиня говорит: "Я должна рассказать тебе то, что скрывала десять лет! Ты не поверишь, но..." и следуют титры - это клифф, но довольно дохлый. А вот когда в конце сезона машина (поезд, самолет), набитый битком главными героями, попадает в катастрофу - это клифф очень даже мощный, ведь несколько месяцев зрители не узнают, кто погиб, а кто выжил. Ежесерийные клиффы бывают не только в мыльных операх, многие экшен-сериалы тоже их уважают. Например, почти каждая серия "24 часа" и "Побега" заканчивается клиффом.
Твист - неожиданный сюжетный поворот (часто на 180 градусов). Классический твист - это когда какое-то событие или обстоятельство в корне меняет картину, заставляет смотреть на все, до сих пор происходивше, под другим углом. Если оказывается, что убийца - не дворецкий, а дворник, то это твист. Если же на дворника падало подозрение с самого начала, а потом просто нашлись улики против него, и его вина была признана официально, то никакой это не твист. Если у нас герметичный детектив и в конце кого-то объявляют убийцей - это не твист. А вот если преступником оказывается, например, полицейский, который все это время вел следствие - это уже твист. Конечно, в сериалах твисты используются не слишком часто, это больше киношный прием.
Флэшбек - "перемотка назад". Этот прием используется очень активно, как для иллюстрации необходимых для сюжета деталей, так и для "растягивания" действия. Флэшбек может занять минуту, в виде мыслей и воспоминаний, пронесшихся в голове у персонажа, а может растянуться на несколько серий, показывая прошлое героев, школьные годы, или даже жизнь их родителей и других предков. Флэшбек может добавить красок или деталей персонажу или событию, а может изменить наше представление о них. Например, флэшбек может показать, почему именно герой не общается со своей семьей, а может объяснить, что герой - не козел и алкоголик, а просто его любимая жена бросила и он очень страдает.
Флэшфорвард - "перемотка вперед". Используется очень редко. Кроме "Лоста", я пожалуй, даже не упомню случаев.
Ну и не забудем тех, кто про сериалы пишет
Обзор, рецензия, ревью - для тех, кто еще не смотрел, но возможно собирается. Расказчик описывает сериал (или его сезон) в целом, не вдаваясь в детали и не раскрывая интригу. В основном идет речь не о сюжете, а о качестве продукта, персонажах, подаче, достоинствах и недостатках.
Рекап предназначен для смотрящей аудитории. Речь идет в основном о событиях, сюжете. В основном рекапы пишутся по итогам одной серии. Раньше этот жанр был представлен в основном в телегидах как краткое содержание серий для зрителей, пропустивших эпизод. Но сейчас этот жанр очень популярен, рекапы пишут и блогеры, и крупные издания. Например, GQ публиковали на своем сайте рекапы каждой серии 5 сезона "Безумцев". Рекап может быть простым пересказом событий с последующим обсуждением в комментах, а может содержать анализ серии, размышления и личные впечатления от произошедшего.
Кажется, все.