Сюжет. Все смешалось в Даунтоне, когда одним, казалось бы, прекрасным английским утром 1912 года семья графа Грэнтема узнает о гибели племянника графа, который должен был унаследовать родовое имение и немалое состояние. Домочадцы графа - его жена, дочери и многочисленные слуги - в тревоге, ведь теперь их судьба зависит от совершенно неизвестного дальнего родственника.
Лирическое отступление. Есть такое слегка виртуальное понятие “Старая добрая Англия”. Уж не знаю, была ли она на самом деле, но сейчас она живет в основном на страницах книг - от Диккенса и Остин до Вудхауза и Агаты Кристи. Я заметила, что очень многие испытывают любовь и благоговение к этой самой Англии. Не к современной, с безумно одетой молодежью, не к битловской и бунтующей, а к той самой, викторианско-эдвардианской. Мне кажется, даже дореволюционную Россию так у нас не любят, как вот эту самую виртуальную несуществующую Англию с рождественских открыток. Я все думала: откуда это, почему?
[Читать далее] Мне кажется, это некий сплав тоски по тому, что у нас было и чего мы лишились, и смутной зависти к тому, чего у нас никогда не было. Революция лишила нас вот этой прослойки людей, которых можно назвать аристократами (родовое гнездо, традиции, уклад, связь поколений, благородство и аристократизм, впитываемые с молоком матери), и, видимо, мы чувствуем, что лишились чего-то важного и нужного. К тому же, тот образ жизни, который они вели - неспешный, устоявшийся веками, с послеобеденным отдыхом и чаем в библиотеке, сейчас, в нашем суетливом торопливом настоящем выглядит так же странно, дико и интригующе, как быт каких-нибудь папуасов или инопланетян. А вот чего у нас, как у нации, кажется никогда и не было и чему мы слегка завидуем - вот этой выдержанности, чопорности, железобетонным правилам приличия, ставящимся превыше всего, застегнутости на все пуговицы.
Лично я скорее противник, чем фанат “старой доброй Англии”. Наверное я настоящий потомок советских людей, но мне все это кажется ужасно скучным и надуманным. Я вижу только чванливость, высокомерие, отгороженность от реальной жизни и реальных проблем, скуку. В общем, все это викторианское очарование меня совсем не привлекает.
Так что я не ожидала что мне понравится этот сериал. Но впечатления, особенно первые, оказались вполне приятными.
Воплощение. Начальные кадры первого сезона влюбляют в себя сразу и наповал. Будто тебя просто за уши затаскивают туда, и случается магия - ты переносишься в другую жизнь и, хоть ненадолго, как будто сама живешь вот так - проводя время на диване, за чаем, разговорами, от обеда до ужина. Разошедшийся шов, неловкое движение, неверное слово - все становится событием. Эти мелкие происшествия, из которых состоит ткань сюжета, так хорошо прописаны и сыграны, что действительно увлекают. Очень быстро сознание подстраивается под реальность сериала. Если в самом начале ты иронично фыркаешь - вот мол, нашли проблему, раздули из мухи слона, то уже через пару серий ты обнаруживаешь, что вместе с героями негодуешь из-за оброненной кем-то пары слов (ооо, мерзкий Томас, как он мог!) или шокирована чьим-то незначительным, в общем-то поступком (заказать шаровары вместо вечернего платья? Какой скандал! Неслыханно!).
Но в какой-то момент мое сознание, усыпленное поначалу этой медитативной неспешностью, все-таки проснулось, и появилось раздражение от отсутствия больших событий. Стало неприятно от того, что герои только и делают, что копаются в грязном белье друг друга, тыкают друг друга постоянно иголками и ставят подножки. Возникает ощущение, что их жизнь настолько пустая и тупая, что они сами устраивают себе драмы, чтобы было чем развлечься. И вот эта хваленая английская чопорность (ах, мы такие англичане, мы такие сдержанные и холодные, мы такие воспитанные, что лучше будем несчастными, чем как-то проявим свои чувства, что бы ни случилось, главное - молчать и делать вид что все хорошо) меня начала бесить. Никто не говорит то, что думает или чувствует, а если и решает высказаться, то это делается в максимально расплывчатой и завуалированной форме. В общем, видимо, для моего темперамента слишком чужда эта сдержанность.
Второе большое разочарование настигло меня во втором сезоне, когда я поняла, что назревавшую драму решили чинно и по-английски слить. Все возможности интересного развития персонажей, заявленные в первом сезоне, сценаристы не то что проморгали, а сознательно и вежливо проигнорировали во втором.
Что не так с персонажами.
Мэри была интересным персонажем: дерзкой, своевольной, расчетливой. Она ставила подножки сестре, отдалась страсти с первым встречным красавцем, собиралась выйти замуж по расчету и вообще получить свое, чье бы оно ни было. И что, где это все? Осталась приличная девушка из приличной семьи, которая стыдится своего прошлого и соблюдает приличия.
Эдит таила массу возможностей: дурнушка, о которой забывают даже родители, тут и зависть к сестрам, и желание самоутвердиться и боязнь остаться старой девой, и любовь к жениху сестры. Куда это все делось? Осталась тихая скромная сестра милосердия без всяких подводных камней.
Из Сибил могли сделать революционерку, идущую войной на свою семью ради взглядов. Тут столько возможностей - и выборы, и движение феминисток, и отрицание богатства и сословий, и следование за переменами. Но это все обозначили очень боязливо и осторожно. Революционерки нет, осталась только тихая скромная девушка. Линия с женихом вообще не выдерживает критики. Можно понять брак по расчету со знатным или богатым человеком, можно понять мезальянс по любви. Но понять мезальянс и без любви и без расчета я не могу.
Мэтью из человека с принципами, из человека, не желающего получать наследство и жить по этим правилам, стал таким же как все, практически приживалкой.
Бабуля вместо старой мегеры, манипулирующей семейством и делающей все по-своему стала доброй бабушкой, помогающей всем и отстаивающей всех. Ну и язвительной скорее по привычке.
А самый главный персонажный провал - это, конечно Бейтс. Ооооо, это невыносимо стало смотреть в какой-то момент! Это не слуга, а просто Король драмы! Вся эта многозначительность, таинственность, недомолвки театральные паузы выглядят отвратительно. Жаль Анну, которую сценаристы отдали этому чудовищу и заставили страдать. Вся линия с Бейтсом - одни сплошные затасканные штампы: я вас не достоин, я пойду с вами до конца, о эта ужасная женщина, она способна на все, о я невинно осужден... Тьфу, гадость и пошлятина.
В общем жаль, что не решились на драму и ограничились мелодрамой. Поэтому вместо живых людей мы получили набор картонных мимимишшных персонажей, из-за своей ненастоящести не вызывающих ни сочувствия, ни сопереживания.
Подводя итог. В первом сезоне притягивает атмосфера, все эти костюмы, детали, быт - за этим следишь завороженно, к тому же он знакомит нас с героями и их реалиями, подкупает и наполняет ожиданиями. Во втором сезоне сериал показывает истинное лицо, но по-прежнему остается надежда на развитие и очарование новыми деталями и приметами новых времен. К третьему сезону ко всему этому привыкаешь, а кроме этого, оказывается, ничего и нет. Становится понятно, что под этими викторианскими розочками - слабый сюжет и все эти раздутые мелодраматичные страсти уже не цепляют, а вызывают лишь досаду.
Пятерка за костюмы, декорации, антураж, детали. Двойка за сценарий. По-настоящему хорош только первый сезон.