Матушка Метелица" в музыкальном театре "ТеНер"

Jan 04, 2021 22:06

Вчера в музыкальном театре «ТеНер» https://vk.com/teatr_tener с большим успехом прошёл традиционный зимний спектакль по мотивам польских народных сказок «Матушка Метелица». Фабула спектакля на первый взгляд незамысловата: две юные паненки Бася и Стася обнаруживают портал в колодце, через который попадают в иной мир, где встречаются со сказочными персонажами и попадают в услужение к матущке Метелице. Лишь угодив хозяйке, они смогут вернуться домой к родителям. Сюжет, знакомый с детских лет, почти банальный. Но в театре «ТеНер» не бывает банальных подходов к сказкам! Пьеса Ирины Югансон, имеющая в канве польский фольклор, совсем не проста: каждый из её персонажей на протяжении действия живёт и развивается, проходит трудные пути, открывает что-то в себе, меняется сам - и меняет других.
Вот две главные героини, хулиганистые сестрёнки Бася и Стася. Старшую, Стасю («Я - старшая, ты должна меня слушаться!»), играет одна из ведущих актрис театра, несравненная Светлана Кузина, каждая роль которой в театре всегда с неожиданной стороны раскрывает персонаж. После её драматичной, глубокой и тонкой подачи образа Анны в спектакле «Поклонение волхвов» было ещё удивительней следить за её перевоплощением в юную бандитку - и это было прекрасно! С ролью младшей сестры Баси («А я младшая, ты должна мне уступать!») превосходно справилась молодая актриса театра Ингрид Роханская, сыгравшая свою героиню живо, непосредственно и очень убедительно. Это был замечательно сыгранный дуэт. Актрисы представили своих персонажей в развитии: если в начале спектакля перед нами - просто сестрёнки-соперницы, скандалящие и выдирающие друг у дружки игрушки, то к финалу это уже повзрослевшие юные особы, которые прекрасно осознают свою ответственность за то, что происходит вокруг, искренне желают помочь своим друзьями понимают, что без них скользкий клубок лжи и предательства никогда не будет распутан.
Главная пара спектакля - пани Метелица (Александра Неронова) и Леший (Владимир Адров). Когда-то они были близки и любили друг друга. Но вмешалась разлучница Болотница - и вот уже любящие сердца разлучены, полны горечи, обиды, вины и боли. Как это часто случается в нашей жизни… Александрой Нероновой замечательно сыграна сильная, умная женщина, которую незаслуженно обидели, ударив в самое сердце, - но она сохранила в себе достоинство, доброту и справедливость. В Метелице не видно озлобленности: получив в услужение двух растерянных девочек, мечтающих лишь о том, чтобы попасть домой, она даёт им весёлые, похожие на игру, задания. Никаких отмороженных пальцев, окоченевших суставов, замерзающих в полёте слёз! Стася и Бася весело скачут по огромной перине - вместо того, чтобы, как в традиционной сказке, взбивать её холодный снег голыми пальцами. Им хорошо в доме матушки Метелицы - но сама Метелица ни на миг не перестаёт чувствовать боль обиды. И - летит над лесом метель, воет ветер, носятся снежные хлопья…
Страшно мучается и Леший, обманутый интриганкой-Болотницей. Владимир Адров умело раскрывает образ измученного, уставшего, запутавшегося в противоречиях человека (Лешего?))), превратившегося в марионетку в злых руках. Актёр прекрасно передаёт сложные, трудные эмоции растерявшегося мужчины, и Леший в этом спектакле - большая творческая удача.
Один из самых лучших образов спектакля - пани Болотница, отвратительная интриганка, маскирующаяся под добрую, слабенькую дамочку. Болотницу блистательно сыграла ведущая актриса театра Мария Лазаревская, мастерски сочетая филигранную актёрскую игру и вокальные номера. Скользкая Болотница без мыла лезет в душу, обволакивает ласковыми лживыми речами и посулами, юлит и жеманится. Но её истинное лицо то и дело выглядывает из-за этой кружевной завесы - и делается по-настоящему страшно. Болотница - единственный персонаж спектакля, который совершенно не жалко. В ней нет ни капли человеческого, её эгоизм омерзителен, и даже юные Стася и Бася сразу же чувствуют это. Необходимо отметить ещё и прекрасно подобранный костюм и грим для актрисы, создающие образ безупречной, очаровательной пани с чуть заметной поначалу недоброй искоркой, неуловимым несоответствие выставленного напоказ - и спрятанного глубоко внутри. Ещё одна прекрасная работа Марии Лазаревской стала подлинным украшением спектакля.
Чудесным и необычным был дуэт кикимор - Полины Бенимана и Евы Латерман. И снова отступление от традиционности: кикиморы Ирины Югансон очаровательны и изящны, они по-доброму шутят над испуганными девочками, в шутку предлагая угощение из лягушачьей икры и тины. Кикиморы не манят путников в непроходимое болото, никому не вредят - напротив, заботливо расставляют вешки над опасными местами, освещают трясину летучими огоньками. Они искренне озабочены несчастьем матушки Метелицы и всеми силами хотят помочь.
Мудрой, ворчливой, прячущей за воркотнёй доброту предстаёт нам пани Зося-Сова в исполнении первого сопрано театра Ирины Потаповой. Пани Зося знает всё про всех, она понимает каждое сердце в волшебном лесу, чувствует каждую душу. Без её проницательности, ума и снисходительности Метелица и Леший так и мучились бы каждый в своём углу. Именно Сова учит девочек, как вытравить солью разлучницу-Ядвигу, именно Сова соединяет в финале руки Метелицы и Лешего, именно она говорит те слова, которые каждый из них должен был сказать друг другу - и не знал, как это сделать. Ирина Потапова сыграла для зрителей мудрость и понимание, глубокое знание человеческого нутра, в котором вечно сражаются добро и зло. И, как обычно, безупречным был вокальный номер актрисы, голос которой хочется слушать снова и снова.
И. разумеется, какая сказка без пана Домового! Солидный, неторопливый, насмешливый и добрый Домовой в исполнении Алексея Колчина украшает спектакль своими ехидными сентенциями, следит за хозяйством, покуда Бася и Стася геройствуют в волшебном лесу, и возвращает своих юных хозяек домой после того, как их миссия выполнена. И прекрасный завершающий штрих - именно Домовой возвращает девочкам разбитую ёлочную игрушку целёхонькой: мама Баси и Стаси не будет огорчена в Новогоднюю ночь! Эта небольшая, но яркая и характерная роль внесла в спектакль добрую иронию и уверенность в том, что всё в конце концов будет хорошо - как и положено в сказке. Ещё одна роль Алексея Колчина в этом спектакле - отец Баси и Стаси, который обожает своих шустрых девочек, но остро осознаёт при этом, что надо бы их как-то воспитывать, пока не вовсе поздно…)) Той же проблемой озабочены и мама (актриса Александра Молчанова) с соседкой пани Данутой (актрисой Анной Болотной), чей прекрасный дуэт в начале спектакля с первых же минут настраивает зрителей на весёлый лад.
В заключение хочется отметить яркое, праздничное оформление спектакля, невероятно красивые костюмы, создающие на сцене праздник, от которого нельзя оторвать глаз, и делающие спектакль похожим на блестящую ёлочную игрушку, чуть присыпанную новогодним снежком. «Матушка Метелица» - не только замечательный сказочный подарок для маленьких зрителей, но и полное глубины и драмы повествование о любви и мудрости, о том, каким незаметным и скользким может быть зло, о том, как важно слушать и прощать, не давать обиде завладеть душой, не каменеть в своём горе. Огромное спасибо коллективу театра ТеНер и драматургу Ирине Югансон за праздничный вечер!

театр

Previous post Next post
Up