Нет ни одного города, по крайней мере на Европейском континете, где бы не жили евреи;-).
Сначала это была одна семья, потом две ... и очень быстро в этом местечке или городе возникали зоны компактного проживания еврееев. Возможно, это было связано с Законами субботы, синагода должна была существовать вблизи проживания, чтобы дойти пешком, возможно, возможно, связано с самим понятием "диаспора", проживанием среди чужого народа, чужого по вере, чужого по Законам, чужого по менталитету .
Дома строились в определённом отведённом для евреев месте, обычно в пределах средневекового города, так возникала тесная улочка, которую так и называли , например в Германии, Judengasse. "Gasse", в руссском понятии, переводится "переулок, узкая улочка". По такой улочке можно было только идти пешком , а например, повозка могла проехать с большим трудом. Часто еврейские улочки были тупиковые. Со временем, старые дома средневекового города сносились и строились новые широкие улицы, а вот еврейские переулочки, почему-то остались до нашего времени в неизменном виде.
Лучше всего о таких кварталах/улочках написано в Еврейской Энциклопедии
КЕЭ, том 4, кол. 213-217
КВАРТА́ЛЫ ЕВРЕ́ЙСКИЕ, улицы или районы города, отведенные властями для проживания евреев (латинское - Platea Judaeorum; испанское - худерия; французское - жюивери; итальянское - джудекка; английское - джюри; немецкое - юденгассе; польское - улица жидовска).
В отличие от
гетто, еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения данного города вести образ жизни, соответствующий национальным традициям и предписаниям иудаизма. Сосредоточение в обособленном квартале позволяло также евреям в случае необходимости защищаться или быть защищенными от нападений черни. Иногда вместе с евреями в еврейских кварталах жили и неевреи, а иногда евреи жили за пределами еврейских кварталов. Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь.
В разных странах условия поселения евреев в особых кварталах были различны. Еврейские кварталы существовали уже в Александрии в 1 в. н. э. (см.
Египет), Риме и других городах Италии (см.
Остия). В Туделе после захвата города христианами евреям была отведена часть городской крепости (1170), за что они содержали в исправности всю крепость (кроме главной башни). В христианском
Толедо в 1085 г. за евреями был сохранен квартал в западной части города, где они жили при владычестве мусульман; еще один квартал был отведен евреям Толедо в центре города. В
Барселоне и
Кордове евреи также проживали в двух кварталах. В Севилье в 1248 г. евреям были отведены три участка для жительства, окруженные защищающими стенами. В Испании еврейские кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее (
Мальорка, 1306). Однако с 14 в. церковные власти начинают настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. Термин ал джама (от арабского джама - `сбор`), употреблявшийся применительно к еврейским кварталам в средневековой Испании, часто служил названием также еврейских общин в Сицилии и иногда - южной Италии. В Португалии худериаш устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев (в
Лиссабоне таких кварталов было несколько). Согласно преданиям, восходящим к 12-13 вв., евреям Нарбонна был дарован особый квартал в благодарность за их участие в войне против мусульман. В Сицилии евреям Палермо был отведен особый квартал в 1312 г., а к 1392 г. еврейские кварталы уже существовали во всех городах королевства. Сведения о еврейских кварталах во Франции и Англии крайне скудны; известно, что они были в Анжере (14 в.), а также во владениях римского папы в районе
Авиньона; существование «еврейской улицы» в Лондоне упоминается уже в 1115 г. В Германии обособленные еврейские кварталы появляются в 11 в. в Майнце, Кельне, во многих городах Нижней Саксонии, Силезии, Прирейнской области и ряде других местностей. Архиепископ
Шпейера Рюдигер выделил в 1084 г. евреям города участок церковной земли для еврейского квартала, а также место для кладбища. Наибольшей известностью пользовался еврейский квартал в
Франкфурте-на-Майне, возникший в 1460 г. и позднее превратившийся в гетто. В некоторых немецких городах власти помещали дома терпимости в еврейские кварталы. В Вене еврейский квартал (юденштадт) возник по инициативе евреев в конце 13 в. и просуществовал до 1421 г., когда евреи были изгнаны из города (вновь появились там в начале 16 в.). Подобные еврейские кварталы существовали и в других австрийских городах, а также во многих городах Моравии и Чехии. Типичными и весьма известными были возникшие в конце 11 в. два еврейских квартала в Праге. В 1473 г. еврейское население города было перемещено в особый квартал в районе Старе-Место.
В Польше, в отличие от всей средневековой Европы, не было введено гетто, но существовавшие там еврейские кварталы сохранились гораздо дольше, чем в других странах европейской части континента. Привилегия Болеслава V Калишского (1264) евреям вызвала их приток в Польшу и появление к 14 в. еврейских улиц в городах
Львов,
Краков,
Познань, Сандомир (ныне Сандомеж) и других местах. Многие польские города пользовались привилегией не впускать евреев, но на частных или королевских землях при этих же городах возникали еврейские селения,
местечки и даже целые города. Еврейская улица в Кракове впервые упоминается в актах 1304 г., но в конце 15 в. евреи в основном начали селиться в Казимеже под Краковом, где отведенный им квартал получил название «еврейского города». Ограничение местожительства евреев по всей Польше продолжалось, несмотря на все политические перемены в стране, вплоть до 60-х гг. 19 в. и было упразднено лишь в 1862 г. (в Казимеже еврейский квартал просуществовал до 1867 г.). В царской России в 30-х гг. 19 в. правительство предполагало ввести целую систему еврейских кварталов, напоминающих гетто, однако это намерение не было осуществлено. Еврейские улицы, кварталы, районы существовали в городах Ковно (ныне
Каунас),
Каменец-Подольский,
Киев,
Москва,
Житомир и
Рига, в которой в 16 в. были даже особые постоялые дворы для приезжающих торговцев-евреев. Когда с воцарением Александра II началась реформа еврейского быта, остатки еврейских кварталов в России были постепенно уничтожены.
Сохранившийся до недавнего времени еврейский район в Амстердаме, так называемый Йоденбурт, лондонский Уайтчепл и нью-йоркский Лоуэр Ист-Сайд лишены специфического характера гетто и являются еврейскими кварталами по тесной сплоченности своего многочисленного и большей частью бедного еврейского населения.
В мусульманских странах эти кварталы назывались харат ал-яхуд (буквально - «еврейские кварталы») или просто хара, ал-хара, в Иране еврейские кварталы назывались махаллат ал-яхуд, на Балканах - махалла, в
Йемене - ка’ат ал-яхуд; употребительно было и название масбата (буквально - «место, где живут соблюдающие субботу»).
Омаровы законы не требовали отдельного проживания евреев; напротив, первые мусульманские теологи даже рекомендовали, чтобы «неверные» (евреи и христиане) жили во всех кварталах городов с тем, чтобы побудить их принять истинную веру. Начиная со средних веков, многие евреи, как, например в Багдаде,
Фесе, мусульманской Испании или Кайруане, жили вне еврейских кварталов, в кварталах, населенных мусульманами. В Испании многие мусульмане жили в кварталах с преимущественно еврейским населением. Поселение мусульман в еврейских кварталах дозволялось мусульманским законодательством, однако раввинистические законы осуждали продажу или сдачу в аренду недвижимости в еврейских кварталах иноверцам и гарантировали преимущества при продаже или аренде евреям, главным образом соседям.
За немногими исключениями, еврейские кварталы в странах ислама не имели ничего общего с гетто в христианских странах. Они не были окружены стеной и не имели ворот, закрывающихся по ночам, субботам или праздникам. В Османской империи евреев не принуждали жить отдельно от остального населения. Единственным исключением был
Йемен, где в 1679 г. евреев изгнали из городов и обязали построить себе особые кварталы за городской чертой. В мусульманской Испании евреи часто жили среди прочего населения. Частные дома, принадлежавшие евреям и христианам, находились во всех кварталах города. Однако мусульманские религиозные власти не разрешали, чтобы эти дома были выше, чем близлежащая мечеть или дома «правоверных».
В шиитских странах на востоке мусульманского мира евреев заставляли жить в обособленных кварталах, похожих на европейские гетто. В Персии (Иране) и Афганистане еврейские кварталы были не только отделены высокой стеной, но их жителям не разрешалось владеть лавками за пределами еврейских кварталов. Евреи Персии оставались в еврейских кварталах до недавнего времени, хотя не было закона, принуждавшего их к этому.
В Марокко термин мелла (или меллах), обозначавший еврейские кварталы, был вначале названием местности к югу от Фес-Джаида, где был создан первый в Марокко специальный квартал для евреев (возможно, в 1438 г.), который до сих пор остается особым местом, окруженным стеной и явно отделенным от соседних кварталов. Лишь в 1557 г. был создан второй еврейский квартал в Марракеше. Приблизительно 125 лет спустя в Мекнесе была образована третья мелла, а в 1808 г. одновременно были созданы четыре новых еврейских квартала в Тетуане, Сале, Рабате и Могадоре. С начала 20 в. лишь бедные евреи продолжали жить в мелла.