Прогулялись по знакомому маршруту в фотографических целях. В качестве объектов для фотоэксперимента были выбраны два здания на соседних улицах: д.24 по Мясницкой улице и д.9/2 по улице Маросейка.
Мясницкая улица, д. 24, бывший доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища, возведен в 1904-1906 гг. по проекту именитого московского архитектора Фёдора (Франца) Осиповича Шехтеля.
Училище получило этот участок земли на Мясницкой в 1901 году в связи с 70-летним юбилеем учебного заведения. Было решено на собственные средства построить на этой территории доходный дом, проект которого вскоре предложил Ф.О. Шехтель, довольно долгое время преподававший в Строгановке. Однако сначала руководство Строгановки объявило открытый конкурс, но работы, представленные на него, оказались столь слабыми, что реализован был все-таки проект Шехтеля.
Лаконичные формы этой постройки в стиле модерн чем-то напоминают торговые, банковские и конторские здания, построенные Шехтелем в так называемом «рациональном модерне», характерными чертами которого, обусловленными назначением подобных сооружений, являются простота, даже строгость форм, функциональность и минимум декора. Два нижних этажа в доме на Мясницкой также предназначались под конторы и магазины: недаром же он был расположен на одной из главных торгово-деловых улиц дореволюционной Москвы. Именно на этих двух этажах декор здания предельно минималистичен, в то время как три верхних этажа, где располагались квартиры, украшены керамическими панно, выполненными по рисункам самого Шехтеля при участии его ученика Ф.Ф. Федоровского.
Основной мотив рисунка - переплетающиеся ленты, бусы и гирлянды цветов.
Напоминает некоторые иллюстрации из журнала «Мир искусства».
Обложка журнала "Мир искусства", 1900 г., том 4, художник - К.А. Сомов
Иллюстрация из журнала "Мир искусства", 1903 г., том 9, стр. 220
Надо сказать, что для Москвы того времени узор весьма нетипичный. Чаще всего в московской керамике, активно использовавшейся на рубеже 19-20 веков в отделке городских построек в стиле модерн, можно встретить животный и растительный орнамент, «акварельные» переходы цветов или полноценные сюжетные произведения. По мнению некоторых специалистов, в узоре керамических панно дома на Мясницкой нашли отражение темы творчества и красоты, связанные с деятельностью училища.
Продолжение следует.