Три лета подряд обязательным пунктом нашей отдыхательной программы были семейные лагеря, которые проводила моя приятельница Оксана (отчёты о первых двух поездках
здесь и
здесь, о третьей год назад я так и не написала). В прошлом году мне стало понятно, что как бы там ни было хорошо, пора двигаться куда-то ещё. В общем, пора создавать свой семейный лагерь. И я его сделала! Под катом рассказ про наш двухдневный отдых на базе отдыха «Разлив» в приятной дружеской компании и со всевозможными развлечениями:)
19 июня
Автобус на базу отъезжал из Академгородка в 19.00. Всё время до этого было занято сборами. А предыдущая пара недель ушла на придумывание программы, детальную её проработку, закупку необходимых мелочей и, наконец, в ночь накануне - упаковывание того, что раньше времени не должны были увидеть дети.
К 20.30 я со Славой и Верой и Марина с сыном Лёшей добрались до базы. Там нас уже дожидалась ещё одна Марина с сыновьями Петей и Олегом. Чуть позже приехали Настя с мужем Димой и детьми Стёпой и Федей (да, в детской компании Вера оказалась единственной девочкой:).
Заселились в домики (я выбрала те, что стоят рядом, кружком вокруг столов) и приятно поужинали на свежем воздухе. Старшие дети настойчиво интересовались: когда же будет костёр? Пока мы ели, они пробежались по костровым местам и присмотрели одно из них, попутно натаскали щепок. Ответственным за костёр назначили единственного папу - Диму.
- И где мы возьмём дрова? - спросил меня наш главный костровой.
- Побродим по базе и найдём.
- В этих сумерках?? Это абсурд! Совершенно невозможная идея! - возмутился Дима, но за дровами всё-таки пошёл.
Тем временем мальчишки нашли совсем рядом кучу сухих поваленных деревьев, и Дима разжёг костёр. В его уютном свете мы открыли наш лагерь, познакомились, поделились ожиданиями от двух предстоящих нам дней.
Около половины одиннадцатого решили ложиться спать. Мы шли по тропинке к домику и прислушивались к странным, довольно громким звукам. «Лягушки!» - наконец сообразила я. Они там какие-то сумасшедшие! Как заметила одна из Марин, лягушки те должны быть величиной с медведя, судя по тому, какие звуки они издают. Засыпали мы под настоящий лягушачий концерт.
20 июня
А проснулись под пение птиц, и довольно рано - чуть позже восьми часов. Впрочем, мы были не первые: рядом с домиком стояли Петя со Стёпой и сожалели, что Слава ещё спит.
После завтрака я выдала нашей компании пакет с настольными играми и побежала прятать подсказки для детской игры. Мальчишки ждали сюрпризов и клада… А ожидание коротали за «Добблем».
Сначала я провела небольшую экскурсию по базе. Отчасти потому, что хотелось познакомить всех участников с местом, которое я люблю и знаю почти всю жизнь. Отчасти для того, чтобы назвать некоторые нужные нам объекты.
Рассказала детям об избушке Бабы Яги: о том, что раньше Баба Яга была милой гостеприимной старушкой, выглядывала из трубы на крыше и позволяла заглянуть к себе в гости. Но с годами одряхлела и замкнулась, так что теперь на крыше не осталось даже трубы, а на двери висит замок. Позже Слава заявил, что мне не верит. Мол, кто-то открывал избушку, и она оказалась самым обычным домиком с кроватями.
Стёпа, вдохновлённый моими историями, по пути стал рассказывать мне свои - о зелёной мыши, которая, если хорошенько поест, может вырасти выше деревьев, и о проклятии дома Бабы Яги (тот, кто туда попадёт, вряд ли сможет выбраться наружу).
По пути я предложила детям искать нечто необычное. Тут мне немножко не повезло: одна из подсказок отклеилась от своего тайного места, и дети заметили её раньше времени. Но удалось вернуть их на путь истинный:) И мы добрались до намеченной мною цели - пляжика около бывшей лодочной станции. Там первым нечто необычное заметил Лёша. Добыли загадочный предмет более быстрые старшие мальчики.
Это оказалось бутылкой с письмом внутри.
А что в письме?
Приветствуем всех, кто нашёл наше послание!
Мы - команда робинзонов. Однажды мы попали на этот остров, и в течение нескольких дней с нами происходили удивительнейшие события. Мы выживали в сложных условиях, встречались с дикими животными, обходились без самых необходимых вещей… И, знаете, нам здесь понравилось.
Мы решили приготовить сюрприз для тех, кто придёт сюда после нас. Но учтите: достойны его только самые смелые, ловкие и сообразительные ребята! Тот, кто пройдёт все испытания, сможет добраться до нашего клада.
Конечно, у всех вас разные возможности. Кто-то уже умеет читать, считать и быстро-быстро бегать. А кто-то только учится этому. Поэтому для старших робинзонов мы приготовили задания на листочках зелёного цвета, а для младших - на листочках сиреневого цвета. С заданиями на белых листах справятся все участники.
После выполнения каждого задания вы получаете подсказку, куда вам нужно двигаться дальше. И там вас ждёт… Впрочем, не будем забегать вперёд.
Только скажем, что первое задание нужно искать в районе умывальника.
Удачи!
Ваши робинзоны
С середины письма дети были готовы бежать к обнаруженному зелёному листочку… Остановила их и велела дочитать до конца:)
Поэтому вся компания отправилась к умывальнику (дальше будут фотографии не со всех этапов. Я протупила и не попросила кого-нибудь поработать фотографом, а самой часто было не до того:(). Там дети обнаружили белый листок бумаги и, в соответствии с инструкцией, малыши стали мелями и рифами в бушующем море, а старшие по очереди превращались в корабли и капитанов. Корабли «плыли» с завязанными глазами, а капитаны проводили их мимо препятствий. После выполнения заданий дети разворачивали маленький листочек с указанием, куда двигаться дальше.
Около буфета их ждало задание для младших. На дне контейнера с волшебным песком (манкой) была спрятана следующая подсказка. Задача детей - раздуть через трубочки «песок» и добыть её.
Около домика №57 все получили по листочку бумаги и карандашу, чтобы вместе нарисовать загадочных животных, которых они встречали на острове. Рисовали голову, верхнюю часть тела с передними лапами, нижнюю часть тела с задними лапами и хвост, после каждого этапа заворачивая листок и передавая его соседу. Младшим деткам помогали мамы.
Получились звери невиданные:) (Шедевры сфотографировала уже дома, там не очень видно получилось.)
На спортивной площадке старшие дети наконец дорвались до ранее обнаруженной записки. Им нужно было жестами показать, какие предметы очень нужны на острове (шалаш, топор и удочка). Остальные участники отгадывали, что это.
Лёша, вдохновлённый примером старших, тоже показал пантомиму. Его «предметом» был комар.
У домика №14 три бабочки присели отдохнуть. Одна из них - та, что отличается от других, прячет верную подсказку (под двумя другими были подсказки с ошибочным направлением).
Лёша уверенно указал на нужную бабочку.
На шалаше №16 дети нашли указание добраться до домика №5, бросая перед собой камушки и допрыгивая до них. На самом деле, они не совсем поняли задачу: нужно было бросить камушек так, чтобы добраться до него одним прыжком, а потом бросать снова. Они же закидывали камушки далеко и радостно скакали за ними. Поправлять не стала. На домике они нашли малюсенькую бумажку с последней подсказкой.
Около домика №2 обнаружился зелёный листок и камушек, на котором с двух сторон были приклеены ряды «пляшущих человечков» (по первоначальной задумке, и человечки, и бабочки на деревяшках должны были быть нарисованы. Но в процессе подготовки вдохновение меня покинуло, поэтому я их распечатала и наклеила скотчем). Петя, видимо, опытным дешифровщик, решительно взялся за дело. Подтянулись и Стёпа со Славой, и мама Настя подключилась…
«Продолжим завтра» - прочитали дети. И загундели: как же так?! Недовольство быстро развеялось магическим словом «пляж», и вся наша компания отправилась надевать купальники.
Чуть позже ко мне в домик заглянул Стёпа:
- Тёть Даш, - произнёс он громким шёпотом, - можно вас спросить?
- Спрашивай.
- А скажите мне по секрету, что будет в кладе? Я никому не скажу!
- Откуда ж я знаю?! Мы ведь его ещё не нашли:)
Прогрелись на солнышке, поплескались в воде, Дима покатал своих детей на надувной лодке. Вера смотрела на них и спрашивала, сможет ли она прокатиться. Договорились ближе к вечеру обсудить этот вопрос с Димой.
Вернулись к домикам. «Поиграли» с Верой в бадминтон и настольный теннис. Я брала их с мыслью поучить Славу играть (в его солидном возрасте просто неприлично не уметь!), но с сыном и играми мы так ни разу и не совпали. Зато с Верой поразвлекались: я подавала, а она пыталась отбить.
Последний час перед обедом посвятили настольным играм. Начали с «Доббля», но Стёпа жаловался, что все слишком быстро играют (игра-то на скорость!). Чтобы разрядить обстановку, я предложила «Уно». Настя села играть с Федей на коленках. Федя быстро изъял у мамы карты и заявил:
- Моё!
- Федя, дай, пожалуйста.
- Ди-дам! (Не дам:)
- Дай, они мне нужны.
- Ди-дам!
- Вот почему мы дома не играем в настольные игры… - вздохнула Настя.
Партию мы всё-таки смогли завершить.
После обеда малышня отправилась спать. Ну, то есть я надеялась, что Вера поспит. У девочки было на этот счёт другое мнение, так что после нескольких песен и пары книжек мы выползли из домика, чтобы погулять. Обнаружили, что на базе ставят новую детскую площадку. При нас её установить не успели, к вечеру воскресенья она выглядела вот так:
После просыпания единственного спавшего Олега мы пробовали заняться рукоделием. В программе были мандалы. На самом деле поплести удалось только Марине. Мальчишки тоже взялись плести, поэтому я то объясняла, что и как делать, то помогала им поменять ниточки…
Единственная готовая мандала и её автор.
И то, что сотворили мальчики. Слава:
Петя:
Стёпа:
Махнули рукой на неудавшееся творчество и отправились до ужина на пляж. К нам, между тем, присоединился ещё один Петя - папа Пети-младшего и Олега. Он тоже приехал с лодкой. Слава попросился плавать с ними. А я спросила Диму, как бы покататься Вере. Дима сказал, что я могу покатать детей сама. Я хотела взять Веру и Лёшу, но Лёша предпочёл гулять в другом месте. Поэтому на свободное место к нам забрался Стёпа. Дима оттолкнул лодку подальше от берега…
…и мы поплыли. Да, сидеть в резиновой лодке менее удобно, чем в деревянной. Но мы приятно прокатились, несмотря на то, что мужская компания в соседней лодке периодически пыталась нас протаранить:) А Вера со Степой подгоняли меня, чтобы я гребла быстрее папы Пети. Ага, где мне до взрослого сильного мужчины…
Потом ещё посидели на пляже, Вера купалась. Поднимался ветер, и вода стала довольно холодной. Я, после того как Вера вывалялась в песке, предложила ей зайти в воду и быстренько его смыть.
- Только, - говорю, - быстро, а то синяя уже вся.
- Я - синичка?
А над нами было красивое небо.
Слава и Петя уселись в лодку и вдоль берега угребли к «лягушатнику» - за территорию базы, где в небольшое углубление на берегу набралась вода. Перетащили туда лодку и там катались. Обратно, как истинные герои, тащили лодку в руках и зачем-то перелезали через забор, хотя между ним и морем есть пространство, чтобы проходить.
После ужина мальчишки отправились занимать костровое место. И пока мы играли в «Доббль», лениво собирались и шли к ним, сами разожгли костёр! Они заметили, что угли в костре ещё тлеют, раздули их, подсунули щепочек… К моему приходу огонь горел. Жарили хлеб, папа Петя приготовил мясо на решётке. А я развлекалась с фотоаппаратом.
На обратном пути опять слышали лягушек. Видимо, напуганные сильным ветром и бурным морем, они квакали не так отчаянно, как накануне. Поэтому мы засыпали под шум волн и редкие всквакивания лягух.
21 июня
После завтрака я выдала детям коробку с печеньем, да не с простым! Испекла его перед отъездом, спрятав в одной из печенек подсказку. Выдала инструкцию добыть подсказку и ждать меня у домиков. Но, видимо, выразилась неясно, потому что пока я прятала сюрпризы, дети прибежали к первому пункту - воротам. И то, благодаря Вере, не так быстро, как могли бы: она отказалась крошить свою печенюшку, как все прочие, и честно её ела. А сюрприз оказался именно у неё.
У ворот дети прочитали записку, что им со связанными руками и ногами нужно добраться до домика №1 и найти там указание, куда идти дальше. Внимательный Стёпа нашёл подсказку раньше времени. Но детей я всё-таки связала и заставила до первого домика дошагать:) Малышам связала только ручки, а старшие отдувались по полной программе.
Записка направила нас к Дому рыбака. Там, в пластиковом лоточке, было море с улитками, которых полагалось выловить палочками. В лотке почему-то оказалась дырка, и море успело вытечь до прихода робинзонов. Но это не облегчило робинзонам процесса добычи «еды».
У домика №3 старшие искали нестандартное применение обычным вещам, которые случайно оказались с ними на острове: пятирублёвой монете, мелкой детали Lego, пластмассовой вилке, свинье-копилке, пуговице. Да, с этими робинзонами на острове ни один зверь бы не выжил, так как почти всё они использовали для охоты.
Следующее задание у домика №7 - для младших. По принципу игры «Съедобное-несъедобное» я кидала мячик и называла предметы, которые могут пригодиться или совсем не нужны для жизни на острове.
У домика №20 детей ждал «набор для изготовления копий» (чтобы было чем охотиться и добывать пропитание:): деревянные палочки, картонные наконечники и пластилин. Получившиеся копья летали так себе, зато были безопасны. Ни одно животное не пострадало;)
Подсказка около домика Бабы Яги спряталась на дне вулкана (баночка со смесью соды и лимонной кислоты и с подсказкой в «киндере»). Дети вызвали извержение, добавив туда воды, и подсказка поднялась к ним со дна. (Думаю, она всплыла бы и без вулкана, только от воды. Но с вулканом (или гейзером?:) получилось чуть загадочнее:)))
Последнее задание ждало детей у танцплощадки. Там они обнаружили кольцеброс и указание набрать не менее 15 очков. В окрестностях вся земля была утоптала, и мы пошли на пляж, чтобы воткнуть штырьки с цифрами в песок. Сильный ветер помешал кидать, так что честно было добыто всего одно очко (кажется, Славой). Ещё одно колечко Федя надел просто так на «четвёрку».
Я засчитала робинзонам пять очков и выдала подсказку:
Сначала они держали её горизонтально и пытались обнаружить скалы, которые привиделись им на фото. Чуть в море не занырнули:)
Но я показала, как правильно повернуть фотографию, и Стёпа опознал в ней деревянную… хм… фигуру на берегу.
Дала детям одну лопату, и они принялись перерывать песок. С помощью внимательной Насти нашли пакет.
И побежали к домику разбираться, что внутри. Каждому достался набор для собирания фигурки животного, мыльные пузыри и шоколадная шишка с кедровыми орешками.
Шоколад съели, фигурки собрали, пузыри попускали:)
Пошли на танцплощадку играть в подвижные игры. По программе они были запланированы и в субботу, и в воскресенье ближе к вечеру. Но накануне на них не хватило времени, а в воскресенье после обеда все, кроме нас, собрались разъезжаться. Поэтому сыграли в «Золотые ворота пропускают не всегда…», салки по кругу, светофор, мухомор (вариант догоняшек) и съедобное-несъедобное. Попили чаю и официально закрыли лагерь.
Вышли с Верой к морю, поснимали волны.
До обеда снова играли в настолки.
После обеда ещё поиграли, Слава напоследок побегал с Петей и Стёпой. Мы с Верой ушли на пляж. День был прохладный и очень ветреный. Я надеялась на пляже согреться, но не учла ветер: с ним было зябко и на солнечном берегу.
Повалялись с Верой на песочке, сожалея, что не получается нормально искупаться. Вера заходила по щиколотку в воду и с визгом выпрыгивала, обрызганная волной.
Пришёл Слава и предложил пойти в лягушатник. Там-то дети и искупались.
До ужина собрали вещи и напоследок прошлись по базе. Ужин по воскресеньям рано, в шесть часов. А в семь автобус вывез нас с базы, и через полтора часа мы были дома.
В целом, лагерь удался, и это прекрасно! Единственное, на что мне указали девочки, когда мы на закрытии делились впечатлениями, мне нужен был помощник. Честно скажу: мне казалось не очень правильным привлекать кого-то из них. Ну, вроде как они же отдыхать приехали, а я организатор, и вся подготовка развлечений должна быть на мне. Конечно, здравый смысл подсказывал, а девочки подтвердили, что никто из них не перенапрягся бы, если б помог мне прятать те же подсказки. Зато для детей всё получилось бы более гладко, и у мальчишек не было бы такого соблазна проследить, что я куда прячу.
Так что если я соберусь в следующем году проводить лагерь, то с самого начала буду с кем-то договариваться о помощи. Так и придумывать будет веселее, и проводить проще. А лагерь с большой долей вероятности будет. Тем более что голове уже начали появляться кое-какие идеи…;)