К своему великому позору признаюсь, что о городе этом услышала впервые от своего преподавателя фотомастерства, который регулярно ездит на Север. К сожалению, поехать с его группой я не могла - сроки не проходили, и решила посетить Каргополь самостоятельно.
Звала с собой сестрицу, но та отказалась, о чем потом сильно пожалела.
Итак, Каргополь: расположен в 80 км к западу от ж.-д. ст. Няндома на линии Вологда-Архангельск, откуда до города можно добраться по автомобильной дороге (рейсовый автобус ходит 5 раз в день, кроме того, полно такси).
Это один из самых старых городов Русского Севера. Относительно даты его возникновения у историков до сих пор нет единого мнения, хотя многие считают, что Каргополь был основан в 1146 г. как поселение-фактория в период колонизации края новгородцами. В период моего пребывания там как раз отмечали юбилей города.
В современном Каргополе нет крупных промышленных объектов, имеются лишь предприятия пищевой промышленности, из которых я видела только молочный заводик. Развиты художественные промыслы; старинные традиции сохраняют и развивают в мастерской знаменитой каргопольской глиняной игрушки, да и попробовали бы они не развивать, ведь туризм - практически единственная статья доходов местного населения.
Железные дороги стороной обошли старинный знатный город, оказавшийся вне торговых путей, и во многом благодаря этому он сумел сохранить свой характерный облик, по которому мы теперь можем приблизительно представить, как выглядели в России городские поселения в XVI веке. В городском пейзаже доминируют преимущественно невысокие, главным образом, деревянные (и большая часть - весьма потрепанные временем) дома, над которыми выделяются здания белокаменных церквей, напоминающих нам о былом величии города.
Каргополь, как многие речные города, вытянут вдоль берега. Причем основным берегом является левый, на котором и расположен почти весь город и все церкви.
На данном снимке - Соборная площадь - первое, что я посетила. В старину это место называли Новым Торгом, а в недавнем прошлом это Советская площадь. Там я увидела колокольню и ансамбль из трех храмов. Когда-то здесь была еще и 4-я церковь - Входо-Иерусалимская. Однако ее снесли при советской власти.
Самая старая и примечательная постройка в городе - массивный и строгий кубический пятиглавый шестистолпный двухярусный Христорождественский собор (1552-1562 гг.).
Первоначальная форма его была простая - обычный куб. Но в 18-м случился сильнейший пожар, после которого все внутри выгорело (погибли фрески), и даже треснули толстые стены (этому еще поспособствовал непрочный фундамент - там много родников). Для укрепления стен сделали несколько пристроек и поставили мощные подпорки-контрфорсы. Эти контрфорсы покрыты досками, которые от времени почернели, и от этого собор приобрел суровый крепостной вид.
Этот собор, как и большинство других каменных церквей города, сейчас недействующий - в нем размещены экспозиции Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Колокольня имеет высоту 61м и на ней 2 смотровые площадки. Подъем на колокольню необычен - это не отдельно расположенная по центру лестница, как во многих других аналогичных местах, а прямо внутри одного из 4-х крайних столбов, на которых держится вся конструкция. Хотя внешне толщина столба внушительна, но вот изнутри винтовая лесенка крутая и очень узкая. Поднимаясь наверх, и периодически стукаясь о низкий потолок, я вспоминала сестрицу, страдающую клаустрафобией - нипочем бы ей на эту колокольню не забраться.
Также интересна строгая по форме пятиглавая церковь Иоанна Предтечи, в основном из-за своих необычных зеленых куполов.
Второй ансамбль церквей расположен на площади Старого торга в южной части города. Туда я пошла на второй день.
Среди них выделяется кубическая пятиглавая Благовещенская церковь (на снимке слева). Знаменита она каменной резьбой на окнах, говорят, у нее нет ни одного одинаково оформленного окна. Справа находится строгая по внешнему виду Никольская церковь, построенная в 1741 г. в традициях классицизма.
Архитектурный ансамбль Старого торга также включает в себя пятиглавую бесстолпную церковь Рождества Богородицы (1680 г.) По своим размерам эта церковь меньше Благовещенской, но и у нее богатые резные украшения. И вообще она мне больше понравилась.
А вечером первого дня я съездила в Лядины. Это село в Каргопольском районе, в 35 км к западу от Каргополя. Знаменито оно ансамблем из трех замечательных памятников деревянного зодчества: зимняя двенадцатиглавая Богоявленская церковь (1793 г.) с пышными куполами, с трапезной и своеобразным круглым западным крыльцом - гульбищем (уж не знаю, за что его так прозвали); летняя высокая шатровая Покровская церковь (1761 г.); высокая восьмигранная шатровая колокольня (1820 г.). Такой тройной ансамбль, характерный для деревень Русского Севера, практически нигде больше не сохранился (за исключением, пожалуй, Кижей).
Там же в Лядинах я сфотографировала знаменитый воротный колодец. Говорят, что вода в них стоит на уровне 40 метров, ведь местность эта называется «каргопольской сушью».
Целью второй моей вылазки было Саунино - село в Каргопольском районе, в 6 км от Каргополя. Вернее, деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста с трапезной и отдельно стоящей колокольней. Церковь построена в 1665 г., а в начале XX века реконструирована.
Последняя и самая далекая поездка - Кеноозерский национальный заповедник, вернее его краешек. Надо сказать, что к этому моменту я была почти готова опуститься до организованного туризма и присоединиться к какой-нибудь группе, т.к. финиш маячил в более чем 80 километрах от Каргополя, но дикая цена (1000 р. за десятичасовую поездку) вернула меня на тропу истины.
В 7 утра я села на местный рейсовый автобус и к 9 часам прибыла в д. Морщихинская. Дороги там, конечно, офигительные. Они много теряют на том, что не ставят в автобус бидоны со сливками, за два часа такой поездки из них гарантировано сбилось бы масло - заткнули бы Вологду за пояс не напрягаясь.
Приехав, спустилась к Лекшмозеру.
Севернее Лекшмозера, на территории заповедника, проходит одна из самых известных гряд - Масельга ("Земляная гора"). Дорога там шла прямо по его верху, а справа и слева виднелись озера. Оказывается этот вал-гребень не искусственный, а является естественным водоразделом между двумя морями - Балтийским и Белым. Туда-то я и направилась. По такой вот лесной дороге
я отшагала километров 8 - 10, останавливаясь на весьма неплохо оборудованных стоянках и снимая окружающую природу. Честно говоря, я не могу передать словами прелесть этого места. Знаю одно - я непременно вернусь сюда.
Утро последнего дня я посвятила посещению каргопольских музеев, но они меня особенно не впечатлили.
В 12.00 я попрощалась с Каргополем и отбыла восвояси.
Домой прибыла в 6.30, а в 23.00 укатила в Санкт-Петербург в полувменяемом состоянии, но в весьма приятной компании.
Правда это уже совсем другая история.