Ключ-сердце этой истории дал мне давний и добрый друг. Он опознает завязку - и, ежели по завершении сказка его не огорчит,- я вынесу посвящение в подзаголовок. А пока - начало, пролог, праздник...
Столичный квартал Оружейников празднует День Ножей. Повсюду окончен сбор урожая, проведены расчеты, розданы долги и уплачена подать. В эти еще теплые дни даже последний городской нищий по-осеннему богат: довольные жизнью жители подают больше обычного. В этакое время и следует продавать то, что даже состоятельные семейства покупают не каждый сезон: украшения и оружие. Но День Камней наступит позже - когда всем доводится порастрясти кошель в преддверии зимних праздников. А в День Ножей отступают в глубину лавок новомодные пороховые пистоли и тяжелые ружья. Глаза нынче разбегаются от холодящего душу блеска стали: звонкие сабли и могучие мечи, стройные шпаги и тяжкие боевые топоры... Даже луки и арбалеты выходят вперед: хоть и стрелковые, да сродники холодному оружью. А короли праздника, как и положено - ножи. Всех видов и размеров, всех известных в коломирье народов: чего не сделают в столице - привезут купцы издалека.
Не стыдятся оружейники и кухонного металла: ножей хлебных и мясных, рубящих и вырезных: кормить людей - добрая работа. Хозяйки со знанием дела выбирают свое, и ласковы к ним мастера. Но те ножи, которые сами кормят владельцев - им главный почет, им великое уважение, им - хищная любовь непростого люда, что наполняет в День Ножей нарядный квартал Оружейников.
Рейдан уже по второму разу прошерстил наружные лотки, нырнул во все лавки с гостеприимно разверстыми дверьми. Нет, не узорные рукояти, не богатые ножны кружили перед глазами: взор его выхватывал с плотного бархата наклонных столов темные, почти угольного оттенка широкие клинки горного народа; им подвластны и стальные, и каменные доспехи,- вот только не всякого принимают норовистые изделия угрюмых малорослых силачей: иной, как говорится, скорей достоинство себе снесет, чем привесит к поясу тяжелый горский нож.
Горела, манила мадасская узорная, порой розоватая сталь - чем больше глядишь на клинок, тем сильней затягивает узор. Старики рассказывали, будто делали в древнем Мадаске такие ножи и мечи, что способны были выпить душу залюбовавшегося ими человека. И будто бы было это не так, как с колдовскими камнями: съел камень человека, и стал человек тот - камень. Нет, было это как любовь и как сродство боевых братьев: тому, чья душа выпита клинком, не надобно было ни женщин, ни друзей, спокойными глазами глядел он на родню. Лишь с собратом своим стальным были они - одно, и не было человеку тому иной жизни, нежели в бою. И будто бы - сказывали также - чем больше людей выпивал клинок, тем розовее становилась его исполненая прихотливого рисунка плоть.
Рыбьим боком поблескивал на бархате синий тулабский металл. О нем говорили, что лишь он один изо всех сталей способен, словно серебро, подарить последнее упокоение второживущим. Утверждалось даже в старинных трактатах, что иногда вечномертвые сами указывали людям на зарытое золото - лишь бы часть его потратил счастливец на покупку честного тулабского клинка и дал обещанный покой мятущейся полуплоти.
Лунным светом дышало легкое оружье лесных жителей: сталь - как туман над рекой, полупрозрачная, словно тончайшие ткани леснянок. Каждый заботливый отец старался купить дочери-девице лунный стилет: считалось, что в беде, пусть даже дрогнет девичья рука, туманное жало само сбережет если не жизнь, так честь. Среди воинов и охотников лесные клинки тоже особо привечали женщин: у мужчины клинок жил, как прирученный, а у рыжей северной охотницы или хмурой, сплошь татуированной назонийки - как родной. Почти все знахарки измельчали свои травы и коренья особой формы ножами, которые лесные мастера делали не помногу и продавали не за деньги, а за снадобья. Знахарки те были уверены, что с туманной сталью надо просто побольше разговаривать.
У Рейдана много лет был добрый тулабский нож: выручал и в пути, и в бою, знал теплое горло врага и дичи. Но уже с десяток дней его пояс пустовал: довелось упокоить этакую дрянь, после которой не сработал известный ритуал очищения ножа тремя стихиями. Тулаб оставался отравлен; пришлось захоронить и клинок, и ножны вместе с окончательно мертвым непрошенным попутчиком, да еще и камень навалить, чтоб не разрыли сдуру ни воры, ни падальщики.
Рейдан - ни колдун, ни воин,- немного тот, немного - другой; знает лекарское и ювелирное дело, а по большей части занимается составлением карт - и по найму для Университета, и на заказ. Время свое проводит в пути,- все больше по окраинам коломирья, а то и пересекая его большаками и тропками: карты время от времени надобно уточнять. И в столицу на сей раз привели его две нужды: отдать свежие карты и найти новый нож. Поскольку без ножа что на большой дороге, что по заугольям негоже ходить разумному человеку.
...Продолжение
сле...