Потратив несколько дней на поиск статьи про правильный выбор вина на полках в магазине и найдя ее только чудом, решила перепостить ее у себя.
Дорогой, уважаемый автор, простите, что не спросила Вашего разрешения, но лишиться этой ценной информации еще раз я просто не могу! :)
10 простых правил выбора вина в магазине
Одной из самых серьезных проблем, встающих перед начинающим любителем вина, является практически полное отсутствие информации о том, как правильно выбрать бутылку хорошего вина из всего того многообразия, которое он встречает на винной полке. Популярных и распространенных справочников покупателя по винам средней ценовой категории у нас в стране практически нет, винная периодика находится в зачаточном состоянии, да и серьезно пострадала от текущего кризиса. Контр-этикетки всех вин без исключения содержат исключительно хвалебные оды тому, что находится внутри, и никакой помощи в выборе оказать в итоге не могут. Так что же делать в этой ситуации? Попробую сформулировать несколько достаточно простых советов, следование которым существенно увеличит ваши шансы на покупку действительно хорошего вина.Итак...
1. Вино должно быть сухое или сладкое.
Практически никто в мире не потребляет полусладких вин, поэтому, как следствие, делаются они эксклюзивно для России, из того, «что Бог послал», из того, что не пригодилось для нормального, высококачественного винопроизводства. То есть из самого дешевого, несортированного винограда, выросшего на самых худших участках производителя. Разный уровень зрелости, машинный сбор, самые дешевые дрожжевые культуры и прочие компоненты виноделия. Но это не всё.
Натуральное производство полусладкого вина требует применения дорогих винодельческих технологий, в частности остановки брожения сильным охлаждением вина. Поэтому дешевые полусладкие вина производятся совсем иначе. А именно - винодел делает самое простое, полностью сухое вино и продает его заводам вторичного виноделия. Кроме этого сухого вина он также продает винзаводам концентрат виноградного сусла, фактически сгущенный виноградный сок. Продает наливом, без бутылок, в цистернах (флекситанках).
На заводе, расположенном обычно в регионе потребления, сухое вино и концентрат сусла смешивают до получения вина требуемой сладости. Но тут возникает проблема - такое вино может очень легко забродить. Для предотвращения этого вторичного брожения в бутылке вино требует жесткой консервации, которая производится добавлением значительных количеств диоксида серы. Причем количество этого консерванта значительно большее, чем в случае с сухими винами. Само по себе сульфатирование вина ничем потребителю не грозит, но, по некоторым данным, может существенно сказываться на общем самочувствии «наутро». Поэтому, если вас этот вопрос беспокоит, старайтесь выбирать вина сухие.
2. Этикетка должна нести на лицевой стороне название производителя.
Приличный производитель стремится к узнаваемости и не прячется за мелким шрифтом на контр-этикетке. Из этого правила, как и из большинства других, существует ряд исключений, но они лишь подтверждают правило. Производитель должен быть виден!
3. Этикетка должна нести на лицевой стороне год урожая.
Если вы планируете купить не простое столовое вино, а вино более высокого качества, то год урожая также должен присутствовать на этикетке. Согласно законам многих винодельческих стран год урожая на высококачественных винах обязателен, а на винах дешевых, столовых, самых простых он обязан отсутствовать. Из этого правила есть одно большое исключение - игристые вина. Эти вина очень часто вырабатываются из смеси вин разных лет урожая, и поэтому большинство игристых вин, за исключением самых дорогих, винтажных, не содержат года урожая на этикетке.
4. Этикетка или контр-этикетка должны нести на себе список сортов винограда.
Настоятельно рекомендую при выборе вина воздерживаться от вин из «отборных ягод лучших сортов винограда». «Отборные» в данном случае опять нужно читать так: «то, что осталось, после того, как отобрали всё более-менее пригодное для нормального виноделия». Если вы не искушенный потребитель, то я настоятельно рекомендую начинать знакомство с миром вина с вин, сортовой состав которых указан явно. Дело в том, что многие низкосортные виноградники засажены вперемешку самыми разными сортами. Виноград с таких участков зачастую собирается в самой разной степени зрелости и, как следствие, вино получается достаточно посредственное. Из данного правила есть, конечно, масса исключений. Многие производители очень серьезных вин иногда не раскрывают состав купажа, но обычно такие вина стоят весьма заметных денег и не так часто бывают в продаже в обыкновенных магазинах.Кроме того, это правило неверно для французских вин - высококачественные вина Франции, наоборот, в законодательном порядке не имеют права публиковать сортовой состав на этикетке. Но для всех остальных стран - старайтесь следить за наличием сортов.
5. Крайне желательно, чтобы на этикетке был указан подрегион.
Ни для кого не секрет, что внутри одной страны и даже внутри одной географической области некоторые регионы более приспособлены для виноделия, нежели соседние. И такие регионы, вне зависимости от страны, быстро становятся известны сами по себе. Бордо и долина Роны во Франции, долина Рейна в Германии, Риоха и Риберо дель Дуэро в Испании, зона Кьянти в Италии, Паарль и Стелленбош в Южной Африке, долина Барроса и МакЛарен в Австралии, Кольчагуа в Чили и прочая, прочая, прочая. Несть им числа. И всякий винодел, буде досталось ему работать в определенном регионе, не преминет указать его название на этикетке. Виноград в таких регионах часто получается гораздо более качественный и дает намного лучшие вина, чем соседние участки. Поэтому наличие такого указания на этикетке также повышает шанс купить хорошее вино.
6. На контр-этикетке указан срок выдержки в бочке и бутылке.
Держать отвратительное вино в бочке нет никакого смысла. Да, дуб немного заретуширует проблемы, но накладные расходы на бочку и хранение съедят эту выгоду в один момент. Проще продать неудачное вино сразу, таким, какое получилось, наливом в пластиковый контейнер или цистерну, и отправить в Россию, где его усластят, укрепят (если надо), добавят консервант и продадут как «Слезы монастырского доктора». На выдержку же оставляют уже только приличное вино. В английском языке выдержка в дубовой бочке описывается словосочетанием oak barrel. Его-то или похожие, с использованием слова oak (дуб) и следует искать.
7. На этикетке указан уровень национального контроля качества (AOC, DO, DOC, WO, QWmP).
Большинство стран с устоявшейся традицией винопроизводства имеет выработанные и более-менее устоявшиеся системы контроля качества. Ассоциации виноделов выработали и установили допустимые для определенного региона сорта винограда, предельные уровни урожайности, урегулировали и определили допустимые элементы технологии виноделия и т. д. И те из виноделов, кто последовательно соблюдает установленные правила и производит вина соответствующего качества, имеют право указывать на этикетке своего вина соответствующий стандарт.
Стандарты в разных странах разные.
Во Франции это системы AOC (Appellation d'origine controlee), Vin de Pays, Vin de Table.
ВИталии - DOCG (Denominazione di Origine Controllata e Garantita), DOC (Denominazione di Origine Controllata), IGT (Indicazione Geografica Tipica), VdT (Vino Da Tavola).
В других странах - более или менее аналогично. «И как в этом всем разобраться, и как все это запомнить?» - спросите вы. А никак и не надо.
Достаточно запомнить одно очень простое правило: чем ближе к букве А начинается категория качества - тем лучше. Если две категории начинаются на одну и ту же букву - лучше та, что длиннее. Так французский AOC - гораздо более высокая категория качества, нежели VdP, а VdP лучше чем VdT. DOCG, для Италии, сильнее чем DOC, и оба они сильнее чем IGT. Просто?
8. Наличие на этикетке слов Crianza, Reserva, Gran Reserva, Single Vineyard, Vielles Vignes.
Хороший производитель всегда старается подчеркнуть достоинства своего вина. Если они есть. Будь это срок выдержки в бочке или использование для производства вина ягод строго с одного, обычно лучшего в хозяйстве, виноградника, или еще какие-то особые свойства. Для этого применяется довольно широкий спектр слов. Не все из них имеют жестко стандартизованное использование, но их наличие - лишний плюс.
9. Крупный уважаемый импортер - это хороший признак.
Это, пожалуй, один из самых хрупких, сложных для использования и слабых признаков. Возьмите с полки любую понравившуюся вам бутылку. На контр-этикетке прочтите название импортера и дистрибьютора. Поставьте бутылку обратно. А теперь начинайте брать самые дешевые бутылки с нижней полки супермаркета, куда обычно выкладывается то, что стыдно класть на другие полки. Если название этого импортера или дистрибьютора встретится вам более одного раза - подумайте относительно своего изначального выбора еще раз. Дело в том, что рыночные ниши импортеров и дистрибьюторов более-менее структурированы. И если импортер в массе своей ввозит плохое вино, то вероятность того, что даже лучшее вино его портфеля будет чем-то приличным, тоже невелика.
10. Цена на полке от 250 рублей и выше (кроме случаев оптовых и околооптовых магазинов, вроде Метро C&C).
Ну и наконец - хорошо и дешево не бывает. Помните, что вина в Москве на полке - это 2,5-3 европейских цены. Покупая вино за 150 рублей, вы реально приобретаете вино за 1-1,5 евро. И вам повезет, если это будут не откровенные помои. Очень повезет.
И под всем этим, крупными буквами - ДАЖЕ СОБЛЮДЕНИЕ ВСЕХ ЭТИХ ПРАВИЛ НЕ ГАРАНТИРУЕТ вам покупку хорошего вина. Но, по крайней мере, существенно - на порядок - увеличивает вероятность этого события. Удачных покупок!
Автор: Денис Руденко
Взято отсюда:
http://stol-yar.ru/articles.html?id=168